Покров Пресвятой Богородицы — один из праздников, особо почитаемых именно в России: в Греческой церкви этот праздник не популярен, а научной историей подвергается сомнению традиционная связь праздника с нападением на Константинополь неких варваров: то ли сарацинов (?), то ли славян-русов (?). Из событий, близких по времени к явлению Покрова святому Андрею, Христа ради юродивому, византийские хроники отмечают лишь победу своего флота над сарацинским в октябре 906 года. Никаких других войн в последующие десятилетия около Константинополя не велось! Русско-византийская война 907 года подробно описана лишь в русской «Повести временных лет». По её сведениям легендарный поход киевского князя Олега на Константинополь завершился подписанием мирного договора в 907 году. Откуда же появилась историческая датировка явления Покрова — 1 октября 910 года? По одной из гипотез, её установил на Руси в 1164 году Андрей Боголюбский.
… Князь Андрей, скорее всего, самостоятельно, без официального разрешения Киевской митрополии, утвердил это Празднование — в память заступничества Богородицы за его войско в походе против волжских булгар. Именно этому событию был посвящён знаменитый храм Покрова-на-Нерли (1158-1165 гг.) в Боголюбове.
Несмотря на то, что есть связь между Андреем Боголюбским и его духовным покровителем, блаженным Андреем, высказываются сомнения, что храм сразу посвятили Покрову. Исследователи полагают, что он был изначально создан просто как Богородичный. Но в последующие десятилетия за ним закрепилось название Покрова. Значит, на Руси — это первый каменный Покровский храм!
Есть и другое мнение: инициатором установления праздника Покрова на Руси был не Андрей Боголюбский, а его дед — Владимир Мономах. Князю Владимиру также было важно установить связь между Покровом во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза Пресвятой Заступницы, Ее головной покров и пояс, и Русским государством, которое перенимало тогда традиции Византии (не случайно мать Владимира Всеволодовича была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха).
Интересно, что исторические сведения отсутствия войн возле Константинополя в 910 году подтверждает сам текст Жития блаженного Андрея: описание опасности нападения врагов на город и Видение Богородицы, идущей по воздуху в окружении ангелов — это совершенно разные, несвязанные между собой повествования. Иносказательно про нашествие агарян говорится совсем в другом месте Жития, а именно в «Откровении Андрея о конце мира»: «…Знай же о нашем городе: вплоть до кончины ни один народ не пленит и не возьмет его, ни в коем случае, ибо он отдан под покровительство Богородицы, и никто не похитит его из Ее рук. Ведь многие народы будут нападать на его стены…, отступая с позором, но унося из него дары и большое богатство…».
Только потом в Житии святого Андрея идет упоминание о Царе, который «…наложит… десницу свою на море и укротит светловолосые народы, и смирит врагов под рукою своею…».
Получается, что нет непосредственной связи между знаменитым Видением Богородицы святому Андрею и избавления Константинополя от врагов. Почему же тогда возникла устойчивая легенда, что Богородица распростерла свой мафорий, когда весь заполненный людьми Влахернский храм молился об избавлении от вражеского нашествия? Эта идея прочно вошла в умы русских верующих: в момент опасности Богородица защищает страну и каждого горячо молящегося человека. Слова Жития святого Андрея подтверждают Заступничество Богородицы за народ, город или государство, которые были взяты Пречистой под Её Защиту. Следуя именно этому утверждению, праздник Покрова и стал столь знаменит на Руси…
Уверенность русского народа в Богородичной Защите передавалась из поколения в поколения. Первое важное знамение, подтверждающее такое высокое Покровительство — явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.
… В одну из пятниц поста 1385 года, прочитав акафист Божьей Матери, святой Сергий вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». И, выйдя из келии, учитель и ученик увидели Богородицу в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Агиографы Жития преподобного Сергия — Епифаний Премудрый и Пахомий Серб — подробно свидетельствуют о Заступничестве Пречистой Девы за молодую Троицкую обитель.
Новый знак заботы Божьей Матери о русской земле описывается в Житие Александра Свирского. Честный и скромный агиограф, игумен Свирского монастыря 1533—1545 годов Иродион, тщательно и в глубокой молитве составлял жизнеописание преподобного Александра. Побоявшись что-то исказить, Иродион решил максимально близко взять текст из такого же невиданного ранее случая. Именно поэтому описания Видения Богородицы святым Сергию Радонежскому и Александру Свирскому так похожи!
Пречистая Дева явилась преподобному Александру около 1528-1530 гг., почти в конце его земной жизни. Только теперь, подтверждая верующим Российского государства свое особое Покровительство, Богородица пришла совершенно точно так, как в далеком Х веке являлась блаженному Андрею Константинопольскому — в окружении Ангелов! Спустя два столетия Божья Матерь вторично посетила русский монастырь — только на этот раз не Троице-Сергиеву Лавру, а Свирскую обитель (примечательно, что в народе её стали называть Северной Лаврой).
Вероятно, святой Александр Свирский, как и блаженный Андрей, имел особое Божье Благословение на Видение Покрова. Разрушение Константинополя турками в 1453 году определило для русских земель особую миссию так называемой «Богоизбранности». Видение преподобным Александром Божьей Матери стало сокровенным символом: Россия, укрытая Платом Пречистой Владычицы, оказалась способной хранить для других народов истинную ВЕРУ во Христа. Об этом, в частности, говорят герои художественного фильма «Паломники», посвященного Александру Свирскому — https://vk.link/palomniki_kinohronika
Во время ночных молитв преподобного Александра над фундаментом строящегося храма в честь Покрова Богородицы, в алтарной его части, Божья Матерь явилась не только в окружении Ангелов и сонма Небесных Бесплотных Сил, но и с Господом-младенцем на руках. И, как некогда во Влахернском храме Богородицу видели лишь двое — святой Андрей и его ученик Епифаний, свидетелями Русского явления Покрова также стали учитель и ученик — святой Александр Свирский и его келейник, будущий преподобный Афанасий Сяндемский. Интересно, что в Свирской обители Пресвятая Владычица стала еще и разговаривать с преподобным Александром, называла его избранником Сына Своего, обещая, как и преподобному Сергию, заботиться о его монастыре. Получается, что и Московская земля, и Северо-Новгородские земли, составляющие духовное ядро Русского государства, получили важное подтверждение Богородичной Защиты. В дальнейшем подобные Видения были и у Серафима Саровского — последний раз Богородица посетила Святого Старца 25 марта 1831 года. Снова был дан русским верующим ободряющий защитный символ! А сколько было явлений икон Божьей Матери! И в минуту опасности обращение через них к Богородице спасало Россию. Казанская икона стала символом освобождения Москвы от польско-литовской интервенции. В день Бородинской битвы Смоленскую икону, вместе с Владимирской и Иверской, носили по военному лагерю на Бородинском поле. В преддверии революционных разгромов была обретена Державная икона Божьей Матери…
… В надежде на Заступничество Богородицы, в Её честь созданы в России многие храмы. И особенно много Покровских церквей! Храм Покрова-на-Нерли стал первым Российским посвящением этому Празднику. Вторым каменным Покровским храмом в Русской истории стала церковь Покрова в Свирском монастыре. Сколько бы не пытались принизить её духовное и архитектурное значение, сделать исторически более поздней, чем храм Покрова-на-рву, построенный Иваном Грозным в Москве в 1555 по 1561 годы, Покровская церковь, где около 1530 года святой Александр Свирский увидел Богородицу в окружении Ангелов, остается особым Сокровенным местом, хранящим необычное Знамение Божьей Матери.
Годы создания храма Покрова оспариваются учеными. Высказываются предположения, что Покровская церковь была построена в 80-е годы XVI века. Но подобное утверждение противоречит сведениям Рукописи игумена Иродиона о жизни святого Александра Свирского. А там ясно указано, что храм Покрова уже строился. Видение Богородицы в Свирской обители дало силы преподобному Александру организовать строительство не деревянного, а сразу каменного Покровского собора. Благотворителем его возведения стал сам Василий III. Однако спустя 48 лет после кончины святого Александра, в 1581 году, Свирский монастырь был разорен шведами, а в 1613 году — поляками и литовцами. Поэтому точного подтверждения времени строительства Покровского храма не сохранилось. Восстанавливали разрушенную церковь почти заново в 1619-1620 годах. А спустя еще столетие, в конце 1784 года, ужасный пожар вновь испортил монастырские постройки, истребил много документов и книг, хранивших информацию о ранней истории Свирской обители…
При ремонтах в XVIII-XIX веках у Покровской церкви была разобрана Часозво́ння — башня с часами. Годы революции, а затем и время Великой Отечественной войны принесли Покровскому храму новые разрушения. Реставрация этого памятника новгородской архитектуры проходила лишь в 1969-1978 годах (архитектор — А.Н. Милорадович). При этом было восстановлено щипцовое завершение храма, утерянное в ходе перестроек XIX века. Комплекс завершен тремя ярусами кокошников, с главкой одностолпной трапезной палаты. Над ней реконструированы Часозвоння и Келарская.
Скромная Покровская церковь Свирского монастыря спокойно и величественно хранит память о Посещении Пресвятой Богородицы. Это — чисто русский памятник архитектуры. Современные версии иностранного строительства многих храмов ранней Руси, в частности — Московского храма Василия Блаженного —Покрова-на-рву (хотя и там есть предел Александра Свирского, столь почитаемого Иваном Грозным!) — не могут ничего высказать в адрес Свирской Покровской церкви. Её строили РУССКИЕ иноки, вдохновленные молитвой святого Александра Свирского. И никакие варвары, пожары, революции и иные войны — наяву и в умах человеческих — не смогут сбросить Покров Божьей Матери, распростертый над Северной и Троицкой Лаврами, а значит и над РУССКОЙ ЗЕМЛЕЙ!