Потрясшее православный мир предоставление Вселенским патриархом Варфоломеем автокефалии так называемой «Православной Церкви Украины» заставило многих задаться вопросом — что же это за структура? Кого она представляет, кого она объединяет, «кто эти люди»?
Официальная информация на сайте ПЦУ предполагает [1], что уже с 1992 года УПЦ КП (предшественница ПЦУ) установилась как «поместная Церковь украинского народа». Однако можно ли сказать, что ПЦУ представляет украинский народ в его полноте? Здесь возникают определённые сомнения.
Региональные отличия в присутствии ПЦУ довольно велики и становятся более заметны, если смотреть не на цифры соцопросов, а на представленность различных областей Украины в руководящем звене ПЦУ.
Чтобы проанализировать эти данные, мы разбили Украину на четыре региона: Юго-Восток, Центр, Галичину и Запад (кроме Галичины). Разделение несколько отличается от принятого в украинской социологии в соответствии с культурными особенностями регионов: Житомирская область отнесена к Западу Украины, а восточная часть Кировоградской области — к Востоку. Наиболее существенное изменение в том, что к Галичине отнесён север Ровенской области и г. Ровно; исторически эти области не входили в Галичину, но после Второй мировой войны последовала перемена этнического состава населения и, судя по результатам украинских выборов, регион фактически влился в культурное поле Галичины.
Посмотрим, как представлены эти культурные регионы Украины в ПЦУ. Начнём с епископата.
Епископат ПЦУ по регионам
В таблице не учтены епископы ПЦУ, пребывающие на покое или исключённые из епископата ПЦУ, а также зарубежные епископы, статус которых в свете томоса не ясен: Михаил Лярош и Адриан Старина.
Для всех остальных «епископов» место рождения и поступления в школу (если удалось установить) стало главным критерием отнесения к тому или иному культурному региону. Для трёх епископов ПЦУ: Геронтия Олянского, Никодима (Кулыгина) и Епифания Думенко регион рождения и регион поступления в школу отличаются: первый родился в пригороде Николаева, второй на Херсощине, но учились оба в ровенских школах; Думенко родился в Одесской области, а учился в Черновицкой. Их культурную идентичность мы взяли на себя смелость определить «вручную»: Олянского, оставшегося в Ровно и вступившего в УАПЦ, мы приписали к Галичине (о нашем понимании этого региона см. выше), а Никодима, поступившего в МФТИ и позднее вступившего в клир Херсонской епархии УПЦ, отнесли к Юго-Востоку. Желающие читатели могут отбросить эти два «сомнительных» случая. Думенко, который взрослую жизнь провёл в Киеве, мы не записали ни в какой регион, но будем считать его в общем ряду «не-галичан». Неизвестно, в какую школу поступал Махота, но среднюю школу он закончил в Курской обл. РФ, однако и родился, и поступал в ПТУ в Харьковской области – он отнесён к Юго-Востоку.
О Данииле Ковальчуке русскоязычная «Википедия» говорит, что он родился в Херсонской области, украиноязычная – что в Ивано-Франковской; обе согласны, что он учился в школе в Ивано-Франковской области. Мы следуем этому последнему указанию и информации бывшего официального сайта Черновицкой епархии УПЦ КП, которые говорят о рождении Ковальчука на Галичине.
Симеон Зинкевич родился и провёл детство в Ленинграде, однако прожил взрослую жизнь в Ровно; Епифаний (Димитриу), ставший архиереем ПЦУ, родом из Греции, — эти двое никуда не записаны.
Зелёным выделены архиереи, перешедшие в ПЦУ из УПЦ. Фиолетовым — влившиеся в ПЦУ из УАПЦ (вне зависимости от того, где они были рукоположены — многие архиереи УАПЦ и УПЦ КП несколько раз меняли юрисдикции), включая Романа Балащука, который номинально был снят УАПЦ с кафедры, о чём после создания ПЦУ предпочли забыть ( «И Дюк их всех простил»).
Бросается в глаза, что епископат ПЦУ состоит из выходцев из Галичины более чем наполовину.
Более того, можно предположить, что «галичанское» влияние в УПЦ КП (основном предшественнике ПЦУ) с годами нарастало. Зримое воплощение это обретает в цифрах рукоположений: если из архиереев в целом галичан лишь чуть более половины (30 против 24 (считая Думенко) с остальной Украины и двух из Греции и РФ), то среди архиереев, поставленных после 2009 года, галичане составляют уже почти две трети: одиннадцать против шести. Характерно, что из этих последних шести четверо (Бедь, Кризина, Черпак и Швец) были рукоположены в УАПЦ, что свидетельствует скорее не о попытке экспансии УАПЦ за пределы своих традиционных регионов, но о желании хоть каким-то образом вовлечь новых людей в распадающуюся структуру. В частности, складывается впечатление, что и Бедь, и Кризина, и до известной степени Черпак фактически «пришли за рукоположнием» в УАПЦ, едва ли не до месяца хиротонии пребывая в других юрисдикциях.
Также можно заметить следующую любопытную тенденцию: большинство епископов ПЦУ родом с Юго-Востока Украины были рукоположены довольно давно. Последним епископом УПЦ КП технически «восточного» происхождения стал нынешний её предстоятель — Епифаний Думенко, рукоположенный аж в 2009 году. Вероятно, это связано с постепенной потерей контроля над структурой со стороны Филарета Денисенко, выходца из Донецкого региона (родное его село Благодатное культурно скорее вообще принадлежит к Ростовской области), известного скептическим отношением к западноукраинскому благочестию. Однако в этом вопросе Филарет остался полностью изолирован среди собственного «епископата»: так, даже донецкий епископ УПЦ КП (уроженец Донецкой области) Сергий Горобцов заявлял в интервью следующее [2]:
А для их детей и внуков абсолютно нет сложности изучать украинский язык, традиции, культуру. За 6 лет мы больше тысячи деток вывозили во Львов, Ивано-Франковск на рождественские праздники. Это же колоссальные театрализованные выступления, шикарнейшие богослужения, и дети видели, как это красиво, как это по-европейски и здорово. Это намного лучше, чем в той неадекватной глубинке, которая у нас была.
Можно, таким образом, говорить об инкультурации епископов УПЦ КП (и УАПЦ) даже восточного происхождения в церковное поле Львова-Ивано-Франковска. Исключения все так или иначе связаны с одной епархией бывшей УПЦ КП: Херсонской.
«Херсонский анклав» и «думенковский полуповорот»
Нынешняя Херсонская епархия ПЦУ представляет собой очень странное образование, попавшее в состав тогда ещё УПЦ КП в рамках борьбы за русификацию богослужения. И по сей день епархия гордится связями со свящ. Г. Кочетковым и его СФИ, а заодно и с Яковым Кротовым (недавно пытавшимся перейти в «клир» этой епархии с неясным результатом [3]), а также предлагает большой выбор русскоязычных акафистов [4] и цикл проповедей умеренно-либерального содержания на русском языке на своём официальном сайте.
Типологически, видимо, к «Херсонскому анклаву» тяготеет и новосозданная «Переяславская и Вишневская епархия» во главе с еп. Александром (Драбинко), в которую входят такие известные либеральные протоиереи, ушедшие из УПЦ, как протт. Дудченко и Коваленко.
В 2018-2020 гг. Херсонская епархия пережила интервенцию Климента Куща, крымского епископа УПЦ КП/ПЦУ, который, ловко балансируя между Филаретом и Епифанием, фактически выторговал у последнего статус временно управляющего этой епархией (гораздо более реальный, чем положение «крымского епископа»). Получение Кущом российского паспорта и закрытие границ из-за пандемии стали поводом мягко избавиться от него, и Куща сменил перебежчик из УПЦ, Никодим (Кулыгин), уроженец Херсонщины. При этом, правда, сам бывший иеромонах Никодим в школе учился всё же в Ровно, а потом вдобавок окончил МФТИ, так что трудно однозначно охарактеризовать его «идентичность».
Формально в этом рукоположении нет ничего странного: Никодим — уроженец Херсонщины, что продолжает линию на назначение епископов с востока в восточные регионы: и Махота, и Кущ, и Горобцов возглавляют епархии «по месту рождения».
Однако «Херсонская хиротония» интересна ещё и потому, что стала уже второй совершённой Епифанием Думенко — и второй «негаличанской». При этом за десять лет до того УПЦ КП, под влиянием, как считается, того же Думенко и Евстратия Зори, рукополагала почти исключительно галичан. Эта перемена отношения довольно интересна. И возможно, она связана с тем, что случилось на «Объединительном соборе» 2018 года, когда Епифаний был выбран предстоятелем. Вполне вероятно, что Епифаний так или иначе узнал, кто из епископата голосовал за луцкого епископа УПЦ КП Михаила Зинкевича, — и можно предположить, что это было именно «галицкое крыло» УПЦ КП. Тогда понятно, что Епифаний, осознав ошибку, начал рукополагать людей, которые будут преданы лично ему.
Показательно также, что недавно по случаю 400-летия хиротонии Иова Борецкого Епифаний написал послание, в котором им была допушена отчётливо антиуниатская stanza [5]:
«Чверть століття православні Руси-України жили, поставлені ніби поза законом, позбавлені прав, без ієрархів, які, полишивши канонічну підлеглість Православній Матері-Церкві та Вселенському Патріарху, підкорилися іншому престолу».
Фраза чрезвычайно характерная для нынешних отношений униатов и ПЦУ! Не решаясь обвинить католиков в ереси (справедливости ради, Епифаний несколько раз подчёркивал учение об исхождении Св. Духа только от Отца в проповедях), Думенко смещает акцент на «каноническое подчинение Константинополю» православных и «покорность другому престолу» униатов; конечно, прозрачный намёк уравнивает в этом униатов и нынешнюю УПЦ, «покорную Москве». Эта шпилька показывает, что, несмотря на публичные объятия и отказ принимать общины из УГКЦ, между Думенко и униатами нет никакой настоящей дружбы.
Духовные школы ПЦУ
В известном смысле штат духовных школ гораздо более показателен, чем епископат, потому что преподавателей гораздо проще уволить, если они перестают быть нужными.
Итак, «Управление духовного просвещения и богословской науки» ПЦУ упоминает пять богословских академий, два института и три семинарии [6].
Из них: на Галичине расположены одна академия (Ивано-Франковская), один институт (Ивано-Франковский) и две семинарии (Ровенская и Львовская); на Центральной Украине — одна академия (Киевская богословская), на Западной Украине, кроме Галичины, — две академии (Волынская и Ужгородская) и один институт (богословское отделение Черновицкого нацуниверситета), на Восточной Украине — одна семинария (Днепровская). Следует заметить, что «Ужгородская академия», известное детище епископа ПЦУ Бедя, вряд ли может быть уравнена даже с Волынской или Ивано-Франковской академиями ПЦУ, и скорее относится к числу семинарий.
Так или иначе, наиболее интересной выглядит Днепровская духовная семинария, расположенная на Востоке Украины. Вот как распределяется при этом её преподавательский штат по регионам [7]:
Как видно, даже в самой восточной семинарии ПЦУ — единственной на Восточной Украине, — выходцы из Галичины составляют почти две трети штата (10 из 16). Единственный выходец из Центральной Украины — киевлянин Фотий Давыденко, епископ Запорожский, к тому же единственный (!) епископ УПЦ КП не из Галичины, рукоположенный после 2009 года.
Причина особого выделения женщин в том, что их статистическое распределение сильно отличается от мужского — возможно, в связи с их «инкультурацией через брак».
Последнее более заметно на примере Киевской богословской академии, где кадров чуть больше (данные по официальному сайту, если указаны, по Фейсбуку, если есть аккаунт, и по сведениям из новостных порталов УПЦ КП, если ничего другого не удалось найти).
Как видно, в КПБА ПЦУ выходцы из Галичины тоже составляют абсолютное большинство: 18 из 35. Показательно, что по мере «удаления от Львова» растёт доля женщин в преподавательском составе: 0/18 галичан, 1/5 западенцев, 5/9 выходцев Центральной Украины и 2/3 из Юго-Восточной. У нас нет разумного объяснения этому факту, хотя напрашивается мысль, что женщины в штате могут представлять галичанские семьи по матери или мужу. С другой стороны, возможно, это представители вообще внеконфессиональной части Украины, преподающие не собственно церковные предметы.
Так или иначе, ясно видно, что в двух проанализированных учебных заведениях ПЦУ галичане в большинстве. Это особенно любопытно потому, что все остальные учебные заведения ПЦУ расположены либо на Западной Украине, либо прямо в Галичине, и уж там мы тем более вправе ожидать подобной демографии.
Для сравнения приведём распределение по регионам преподавателей КДАиС — высшего учебного заведения УПЦ (МП) [8], для тех из них, у кого указана биография:
Следует заметить, что некоторая недопредставленность Востока Украины в КДАиС более логична, поскольку в УПЦ есть ещё и влиятельная Одесская семинария, а также богословские кафедры в ВУЗах в Луганске и Запорожье. В то время как в ПЦУ гиперпредставленность Галичины усугубляется тем, что остальные академии и семинарии расположены также на Западе.
В штате КДАиС также почти отсутствуют женщины, что, видимо, связано с тем, что «классические женские предметы» в УПЦ преимущественно преподаются не в КДАиС, а в «особностоящих» семинариях.
Приходы
К сожалению, эта часть статистики наиболее туманна, поскольку увеличение числа приходов, пусть даже только на бумаге, всегда было способом для конфессии показать свою значимость. Тем не менее, по числу зарегистрированных общин, скажем, в Киевской области, в центре страны, после всех объединений ПЦУ всё ещё отстаёт от УПЦ более чем на треть (730 общин против 484) [9]. Даже в Ровенской области (по данным, правда, 2013 года) УПЦ превосходила УПЦ КП (645 к 331 [10]).
Однако сами по себе данные о количестве приходов не позволяют судить об их, так сказать, качестве. К счастью, сайт Сумской епархии бывшей УПЦ КП позволяет составить первое впечатление о происходящем в приходах ПЦУ [11]. Подсчёт показывает, что общины распределяются так:
с храмом и настоятелем — 38;
с храмом без настоятеля — 12;
с помещением и настоятелем — 17;
с помещением без настоятеля — 37;
без помещения с настоятелем — 3;
без помещения и без настоятеля — 62.
Итого 37% приходов Сумской епархии (62 из 169) в течение многих лет, а то и десятилетий, не имеют ни священника, ни какого-либо помещения для молитвы. Довольно уверенно можно заключить, что называть эти общины приходами не стоит.
В самих Сумах ситуацию можно описать словами «ещё куда ни шло»: из 14 приходов ПЦУ пять имеют храм и настоятеля, а ещё пять — хотя бы приспособленное помещение и настоятеля. А вот из восьми приходов Белопольского района храм есть лишь в одном, и ещё один приход арендует помещение; на восемь приходов лишь два священника, и в семи из них настоятелем числится благочинный (занесено в графу «нет настоятеля» в нашей таблице). Из шести приходов Буринского района храмов не имеет ни один; священников на шесть приходов двое. Пять приходов Великописаривского района обходятся единственным священником — благочинным. В Глуховском районе ситуация самая тяжелая. На семь приходов лишь один священник — благочинный и лишь два храма.
Также, хотя это и не является прямым свидетельством культурной идентичности прихожан, но представляет интерес и то, в честь кого освящены храмы. Самый любопытный факт в том, что две общины без храмов и настоятелей имеют покровителем «Юрия Переможца», как и одна община с храмом и настоятелем; но также одна община с храмом и настоятелем имеет храм в честь «святого Георгия Победоносца», хотя это один и тот же святой, только в украинском и славянском написании имени. Вероятно, здесь сказывается разница в культурной идентичности. Только Пётр Калнишевский является, так сказать, «знаменательно» украинским святым покровителем храма; в то же время есть община в честь Серафима Саровского (без храма и настоятеля) и сразу несколько в честь Казанской иконы Божией Матери (из них две с помещением).
Следует заметить, что сайт епархии не указывает, на какой год приводит данные, но последние упомянутые там храмы «освящены» в 2016 году.
К сожалению, большинство епархий ПЦУ или вовсе не имеет сайтов, или в последние годы обновили их и удалили актуальные данные. Тем не менее, статистика, возможно, уже устарелая, сохранилась на украинской Википедии, которая, сообщает, например, следующие данные: в Черниговской епархии ПЦУ на 125 приходов лишь 69 священников ПЦУ, в Харьковской на 25 приходов — 10 клириков Для сравнения, в Львовско-Сокальской епархии на 252 прихода — 212 «священников». При этом Львовская епархия Макария Малетича насчитывает ещё 392 прихода. Целых три Тернопольских епархии насчитывают соответственно 442, 169 и 30 приходов, в то время как, скажем, три Черновицких — 127, 30 и 10.
Круглым счётом Галичина и Ровно дают ПЦУ около 2000 приходов из заявленных её лидерами 7000. Однако с учётом распределения священников и статистики сумской епархии ПЦУ можно предположить, что из 5000 приходов за пределами Галичины не меньше трети носят «виртуальный» характер. Проблема в том, что и существующие приходы чрезвычайно малочисленны. Так, Виктор Маринчак, «духовник харьковского майдана», служит в «настоящем» храме, однако большая часть его не используется, и, как очевидно из видеоматериалов, людей на службах крайне мало [12]. В кафедральном «соборе» Чернигова на воскресную службу к Евстратию Зоре собираются лишь пара десятков человек [13].
Малая заполненность храмов раскручивает «петлю» ещё дальше — раз прихожан мало, можно предположить, что священники ПЦУ мало связаны с собственной епархией и ищут другие способы содержать себя. И этому можно найти косвенные подтверждения. Так, по данным украинской «Википедии», в Винницко-Тульчинской епархии ПЦУ (пришедшей из УПЦ КП) 291 приход и 25 одних только благочиний. Тем не менее собрание благочинных в позапрошлом году благоволили посетить лишь 11 из них, судя по фото [14], в то время как на общем собрании духовенства (довольно важном, так как оно было посвящено перерегистрации общин из УПЦ КП в ПЦУ, — вопросе, который стал болезненным после размежевания ПЦУ с Филаретом) можно насчитать менее 40 человек [15]. Всё это заставляет предположить наличие в ПЦУ не только номинальных приходов, но и номинальных священников.
Трудно прийти к определённым выводам из столь сомнительных цифр как те, что представлены в открытом доступе о ПЦУ. Однако предварительно позволим предположить, что ПЦУ можно рассматривать как объединение трёх малопересекающихся социологических групп. В первую входят номинальные верующие, которые бывают в Церкви два-три раза в год, — и эту группу обслуживают такие же номинальные малослужащие священники. Это самая многочисленная группа приверженцев ПЦУ, и она же наиболее далека от наших представлений о церковности. Вторую группу, самую малочисленную, представляют люди, которых в ПЦУ привели амбиции (Кризина, изначально — Денисенко), либеральный уклон в церковном создании (Херсонская епархия ПЦУ) или и то, и другое (Коваленко и Дудченко). Третья же группа, самая «церковная» и образующая полотно повседневной и регулярной церковной жизни, — это выходцы из Галичины или, наоборот, так сказать «входцы» в Галичину, люди, инкультурированные в жизнь этого западного региона Украины. Их представительство в институциях, определяющих жизнь ПЦУ, очень велико, что отражает реальный вес этого региона в структуре ПЦУ.
________________________________________________________________________________
[1] https://www.pomisna.info/uk/tserkva/istoriya/
[4] http://pravoslav.tv/index.php
[6] https://osvita.pomisna.info/
[7] http://seminaria.dp.ua/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D1%96/
[8] http://kdais.kiev.ua/magistral-staff/
[10] http://infolight.org.ua/charts/religiyni-organizaciyi-rivnenskoyi-oblasti
[11] http://www.pravoslavya.sumy.ua/viewpage.php?page_id=112