Правомочность и условия именования епископа первенствующего Престола «главой Церкви»

06 марта, 2021 Православие Комментарии : 0
Читали : 80

Дню памяти свт. Льва, папы Римского, посвящается.

В полемике как с притязаниями «классического» папизма, так и с каноническими нарушениями Константинопольского Вселенского Патриархата неоднократно выдвигался тезис о недопустимости именования какого-либо епископа «главой Церкви». Согласно этой точке зрения, использование титула «глава Церкви» применительно к кому-либо кроме Христа, является ересью. Однако как до отпадения Римской поместной церкви от Церкви Вселенской, так и после, церковными Соборами с самым высоким представительством, в том числе Вселенскими, титул «главы» Церкви (или совокупного епископата, что фактически то же самое) прилагался к епископу первенствующего Престола. Приведем лишь два примера, один из эпохи Вселенских Соборов, второй — из истории второго тысячелетия:

  1. Послание IV Вселенского Собора свт. Льву, папе Римскому:

«Ибо, если где двое или трое соберутся во имя Его, там Он обещал быть посреди их (Матф. 18:20), то какую близость показал Он относительно пяти сот двадцати иереев, которые познание исповедания Его предпочли отчизне и труду, и которыми ты, как глава членами (sic!), являя благомыслие, управлял в лице занимавших твое место» [1].

Итак, свт. Лев, папа Римский, здесь прямо именуется «главой» Вселенского Собора, который, в свою очередь, представляет всю Вселенскую Церковь в ее полноте. Применительно к тому же свт. Льву, чью память мы совершаем сегодня, об этом же говорят и богослужебные книги, находящиеся в нашем употреблении до сего дня:

«Что́ тя имену́ем, Богодохнове́нне? главу́ ли правосла́вныя Це́ркве Христо́вы (sic!), о́ко ли благоче́стия, зре́ти явле́нно се́рдцем ра́зум духо́вный, всем источа́ющий конце́м сло́во жи́зни, Богоначерта́нный сви́ток ве́ры пра́выя? Моли́ спасти́ся ду́шам на́шим» [2].

2. Грамота Константинопольского собора (8 мая 1590 г.) об основании Московского Патриархата предписывает Московскому патриарху «в головах и началех (sic!) держати и почитати апостольский престол Констянтинопольский, как и иные патриархи» его содержат в качестве «главы и начала» [3]. Итак, Константинопольский патриарх здесь недвусмысленно именуется «главой и началом» всех патриархов (а не только Московского). Пусть даже этот собор не имел полноценного вселенского представительства (как последующий Собор 1593 г.), его свидетельство остается вполне весомым.

Так что же это значит?

Неужели «конец всем святым и Православию»? Нам, чадам Русской Церкви, надлежит безоговорочно признать свою неправоту перед патр. Константинопольским, а тому, в свою очередь, смиренно припасть к ногам Римского понтифика, истинного «главы Церкве Христовы»? К счастью, Дух Святой, наставляющий Церковь на всякую правду, не оставил нас без руководства и в этом вопросе.

V Вселенский Собор также открыто и прямо именует папу Римского Вигилия «отцом, главой и первенствующим». Но тот же Собор того же папу отлучил за отказ участвовать в его заседаниях и попытки единолично определять церковное вероучение. Этот Собор предельно ясно определяет необходимый баланс соборности и первенства:

«Если, в согласии с тем, что было условлено между нами, Вашим блаженством, святейшими патриархами и благочестивейшими епископами, Вы назначаете встречу и обсуждение… и намереваетесь вместе со всеми вынести определение, согласное с правой верой, как делали и святые апостолы, и святые Отцы и четыре Собора при возникновении вопроса, имеющего общую значимость, тогда мы признаем в Вас нашего главу, отца и первенствующего (et caput et patrem et primos uos habemus)» [4].

Итак, согласно православному вероучению, как его выразил V Вселенский Собор, епископ первенствующего Престола имеет право именоваться «главой» Вселенской Церкви и совокупного епископата, но это право ограничено простым и ясным условием: он обязан соработничать с иными «святейшими патриархами и благочестивейшими епископами». Если первенствующий епископ претендует на единоличное принятие решений и на самовластное управление Церковью в духе абсолютной монархии, он тем самым теряет и свое право именоваться «главой».

Это учение отстаивали и византийские богословы-полемисты. Так, например, мы видим его у выдающегося апологета XIV в., архиеп. Нила Кавасилы: «Пусть папа прочтет тридцать четвертое правило Божественных апостолов… Епископам различных народов нельзя ничего решать без согласия первенствующего (τοῦ πρώτου), но и ему точно так же не позволено действовать без их согласия. Ведь если все будет не так, разрушится согласие, а вместо него в Церковь ворвется ненависть, озлобление, расколы и вражда; более того, что всего страшнее, Божество тем самым лишается подобающей Ему славы» [5].

От чего да избавит нас Господь молитвами свт. Льва, отцов V Вселенского Собора и всех святых!
_____________________________________

[1] Вселенский IV Собор. Послание, отправленное от святого собора к святейшему папе римской церкви Льву (о всех вообще деяниях) // ДВС. Т. 4. С. 167
[2] 18 февраля, Свт. Льва, папы Римского. Стихиры на «Господи, воззвах» // Минея. М., 2002. Т. 6. С. 594
[3] http://raritety.rusarchives.ru/dokumenty/gramota-konstantinopolskogo-sobora-ob-osnovanii-moskovskogo-patriarhata
[4] Concilium Constantinopolitanum II. Actio VIII // ACO. T. 4. Vol. 1 P. 202
[5] Нил Кавасила, архиеп. О папском первенстве, 1.4 // https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o-papskom-pervenstve-i-prichinah-raznoglasij-v-tserkvah/

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 3 года

Пётр Пашков

Пётр Пашков 0
Комментарии: 0Публикации: 35Регистрация: 28-02-2018

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .