В данной статье мы рассмотрим вопрос о допустимости супружеской близости в период беременности и грудного вскармливания с точки зрения христианской морали. Отрицательный ответ на этот вопрос можно иногда встретить в популярной православной литературе и услышать от священников. Приводятся различные доводы, которые мы попытаемся критически осмыслить и испытать на прочность.
Следует отметить, что порицание интимных отношений в период беременности гораздо более распространено, чем негативное отношение к близости в период вскармливания младенца. Его можно встретить у целого ряда древних отцов и учителей Церкви, а также у современных духовных авторов и пастырей. Такое отношение основано на представлении о том, что интимные отношения предназначены Богом исключительно для деторождения, а любые другие мотивы здесь более или менее греховны. Соответственно, если зачатие произошло, то близость между супругами неуместна. Надо признать, что такое представление в христианстве распространено, однако его не следует считать богооткровенной истиной и учением Церкви. В Священном Писании можно встретить указание на то, что близость между супругами является утешением и источником наслаждения, которое благословляется Богом: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Прит.5:18-19). Как справедливо замечает священник Даниил Сысоев, «само наслаждение – это вовсе не грех, а результат замысла Творца. Ибо кто может наслаждаться без Него (Еккл.2:24-25). Бог, а не дьявол, создал в мозгу человека центр наслаждения»[1]. Кроме того, в официальных церковных документах указывается несколько целей супружеской близости, которые не противоречат друг другу. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано следующее: «Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения». Таким образом, при позитивном отношении к близости супругов, когда ее значение не редуцируется до средства продолжения рода, нравственного препятствия к соитию в период беременности не возникает. Следует также вспомнить о том, что рекомендация апостола Павла о временном воздержании супругов только по взаимному согласию (1Кор.7:5), дана как универсальная норма, из которой сложно сделать вывод о том, что им в обязательном порядке необходимо воздерживаться друг от друга много месяцев.
Однако есть ряд других аргументов, которые можно встретить в православной среде. Почти все они, по всей видимости, восходят к одному и тому же источнику – «Посмертным вещаниям Нила Мироточивого». Эта книга появилась в начале XIX века и предположительно описывает явления святого Нила, жившего в XVI веке, одному афонскому монаху. При всей популярности этой книги, ее авторитет крайне сомнителен. По словам архиепископа Никона (Рождественского) она является «уродливым апокрифом»[2], а архимандрит Рафаил (Карелин) свидетельствует, что данная книга «в свое время вызвала много споров, и ее подлинность отвергается большинством афонских монахов, тем более, что она заключает в себе ряд исторических искажений. По отношению к святоотеческой литературе она является как бы апокрифом»[3]. В этом апокрифическом источнике содержится такое наставление, данное якобы прп. Нилом Мироточивым: «Надлежит блюсти воздержание; когда младенец засеменится и зачнется, тогда подобает, чтобы соблюдали себя и не смешивались больше муж с женой; ибо от этого происходит обоюдный вред: во-первых, потому что изнуряется мать, а во-вторых, потому что повреждается младенец; вред младенцу в том, что истощается сила младенца; сила же его — есть премудрость его. Поэтому у еллинов, когда младенец зачинался, отец с материю соблюдали себя, чтобы больше не соединяться, воздерживались также от прожорственных и многообразных яств, чтобы не усиливалась в них сила плотская, чтобы мужу не впасть с женой в сношение, не осквернить этим младенца и тем не обессилить его. И у всякого, кто воздерживался от прожорства и плотского сладострастия, дети бывали мудрые. Все ученые мудрецы произошли от таких родителей. Но оставим мудрость еллинов и обратимся к бессловесным скотам. У бессловесных животных, когда, по соединении самки с самцом, почувствует она, что восприняла семя, то потом больше самца не принимает, чтобы не испортить в рождаемом природы. Если у людей мать не убережется от телесного совокупления, имея во чреве, то весьма повреждается сим младенец, так как питается кровию матери своей; если эта кровь матери осквернится семенем мужа и станет ею питаться младенец, то и молоко матери будет оскверненным через невоздержание; тогда что станет с младенцем, который вскормился с нечистотою? Сей младенец будет впоследствии или прокаженным, или паршивым, или худосочным, или с каким иным недостатком; невозможно, чтобы не был он чем-либо заклеймен; жизнь его будет лукава, запятнана ложью, воровством или иным чем подобным; ибо зачат он был с распутством, вскормлен кровию оскверненною и молоком распутства. Итак, подобает, чтобы мать чиста была от всякия скверны, дабы и младенец чист был от всякого осквернения. Если она будет хранить себя от обжорства и плотского соединения, то и младенца своего охранит чистым, младенец ее будет всегда кротким, навсегда останется при родителях своих, т. е. хотя и не телом, но будет любить их. Если же родители не будут блюсти себя от этих двух вин, то узрят и младенца своего диким, преслушным, всегда смущающим родителей своих (или прогневляющим)»[4]. Итак, по мнению автора книги, если супруги будут вступать в интимные отношения во время беременности и грудного вскармливания, то сперма отца осквернит кровь матери, что в свою очередь осквернит грудное молоко и, через это, самого ребенка, отчего он должен вырасти больным телесно и нравственно испорченным. А если они будут воздерживаться, то ребенок будет кротким, умным и любящим своих родителей. Со своей стороны мы скажем, что это как раз тот случай, когда следует доверять компетентным специалистам, а не сомнительным источникам, вкладывающим в уста святого псевдонаучную чушь. Данные утверждения не только не подтверждаются современной наукой (сперма мужчины никак не связана с кровообращением женщины и питанием плода; кроме того, если бы была какая-то связь между интимными отношениями и развитием плода, это можно было бы наблюдать), но и не имеют оснований в Божественном Откровении. Ни в Св. Писании, ни в Св. Предании нет никаких указаний на то, что интимные отношения родителей предопределяют духовно-нравственное состояние их потомства. В основе позиции автора «Посмертных вещаний» лежит негативное отношение к эротическому удовольствию (он использует уничижительные термины – сладострастие, распутство), и уже под это подводится соответствующая аргументация, призванная страхом предостеречь супругов от близости. Тоже самое можно сказать о высказывании прп. Паисия Святогорца: «Супруги обязаны подвизаться в воздержании, чтобы не передать плотскую страсть и своим детям. Если родители отличаются очень плотским мудрованием, то их ребенок с малого возраста имеет аналогичные склонности. Это происходит потому, что он наследует от родителей плотское мудрование»[5]. Утверждение о том, что половое влечение (плотская страсть) у ребенка каким-то особым образом коррелирует с воздержанием или невоздержанием родителей не имеет ни богословских, ни научных подтверждений, нам предлагается верить на слово. Представление о том, что «с материнским молоком все страсти передаются ребенку»[6] также не соответствует действительности.
Тем не менее, иногда воздержание от интимных отношений во время беременности действительно необходимо, если к этому есть показания врача. Если нет никаких осложнений, и у супругов есть обоюдное желание, по убеждению врачей, ничто не препятствует им иметь интимные отношения вплоть до последних месяцев беременности.
Мы рассмотрели основные доводы против интимных отношений в период беременности и грудного вскармливания, которые встречаются в православной среде. В их основании лежит представление о том, что близость супругов предназначена только для зачатия. Однако это представление не универсально и не является учением Церкви. Аргументация, которую мы рассмотрели, основана на таких представлениях о связи между (не)воздержанием родителей и благополучием их потомства, которые не имеют ни научных, ни богословских подтверждений. Следует иметь в виду, что принципиально важные запреты и ограничения, обязательные для всех верующих, содержатся в Священном Писании и официальных церковных документах. То, что высказывается православными авторами и духовниками в частном порядке, не может быть приравнено к обязательным канонам. Супругам следует решать вопрос об интимных отношениях в данные периоды по обоюдному согласию, следуя рекомендациям врачей.
——————————————-
[1] Супружеский пост — 2. https://pr-daniil.livejournal.com/31633.html
[2] Мои дневники. Вып. 5. https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdestvenskij/moi-dnevniki-vypusk-5/18
[3] Море житейское. Ответы на вопросы читателей. https://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin/more-zhitejskoe-otvety-na-voprosy-chitatelej/1_16
[4] Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского, глава 50. https://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil-mirotochivyj-i-ego-prorochestva-o-poslednikh-sudbakh-nashego-mira/#ch_0_3_51
[5] Слова. Т. 4: Семейная жизнь. М., 2017. С. 70-71.
[6] Архим. Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. Ч. 1, вопрос 309. https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/o-vere-i-spasenii-voprosy-i-otvety-chast-1/#0_309