«Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16)
Каждый последующий год ставит человека перед чем-то неизвестным. Подводя итог прошедшему году, верующий человек просит Бога о благословении того времени, которое его ждет. Поэтому, независимо от места и времени, Бог постоянно призывает нас к совершенству, святости.
Он, будучи единственно истинным, бесконечным, абсолютным, полностью и совершенно святым, не присваивает себе святость, а хочет, чтобы все верующие в Него стали её участниками. Об этом свидетельствуют Старо- и Новозаветные примеры, говорят и пишут об этом святые отцы — святые древних и нынешних времен.
В Ветхом Завете Бог неоднократно подчеркивал важность святости: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44). Бог также призывал людей к тому, чтобы были «народом святым» (Исх.19:6). В то время как основой святости Ветхого Завета было жертвенное поклонение, в Новом Завете верные призываются к святости, которая происходит от принятия воли Божьей «Воля Божия — святость ваша» (1Сол.4:3). Бог хочет, чтобы члены Церкви были освящены и стали святыми. Благодаря Воплощению Христа, Божья Святость видимым образом стала доступна человеку. Человек Нового Завета призван к тому, чтобы отражать Божью святость в своей собственной жизни, чтобы «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Воля Христа состоит в том, чтобы все были святыми (Ср.1Пет.1:16).
Путь к совершенству и святости непрост. Исполнение евангельского плана искупления, состоящего в принятии крещения во имя Святой Троицы и получении дара Святого Духа, это еще не всё. Христиане ещё призваны стать жертвой, святой и приятной Богу, «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1). Путь к святости — путь постоянного падения и поднятия, путь Креста. Этот путь был обозначен Сыном Божьим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). Таким образом, этот путь является, прежде всего, путем внутреннего преодоления самого себя. Этот путь невозможен без смирения, любви и покаяния.
Святые Отцы, а за ними другие современные святые подтверждают, что все христиане призваны Христом к тому, чтобы стать святыми. В то же время они подчеркивают, что совершенства и святости достигают только те, кто своей богобоязненной жизнью во Христе исполняют это призвание, идя навстречу освящающей человека благодати Божией. Св. Григорий Нисский пишет: «Тот, кто поднимается, не перестает постоянно начинать с начала, а этим началам нет конца. Тот, кто поднимается, никогда не перестает желать того, что он уже знает». Это восхождение — это ответ на призыв Христа к совершенству, отождествляемому со святостью.
Православная Церковь учит, что святость — это привилегия христиан, доступная и ожидаемая от нового творения в Иисусе Христе. В то же время — парадоксально для людей, далеких от Церкви — святость называется нормальным состоянием человеческой души. Фактически, это должна быть единственная приемлемая норма жизни для всех христианских и человеческих отношений (Ср.Евр.12:14), должна быть указателем всей жизни всех христиан вместе и каждого индивидуально. «Будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15) — говорит апостол Пётр. Ибо мы искуплены «Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:19).
Призыв следовать за Христом, который Бог направляет к каждому из нас, актуален, не смотря на время и место, в котором живет человек. Будем помнить об этом, начав Новый год Господней милости. Всемогущий Бог через заступничество Своей Матери — Пресвятой Богородицы Марии и бесчисленных Святых Своих, которые с великим рвением уподоблялись Христу, помогает нам с достоинством и смирением нести крест нашей жизни, чтобы мы с внутренней радостью духовно совершенные могли встретить очередной год нашей жизни. Делясь своими мыслями о подражании Христу нашей повседневной жизнью, я призываю читателей к глубокому размышлению не только о прошедшем, но и о личной духовной жизни и ее развитии.
Желаю, чтобы этот год был благоприятным для каждого лично и всех вместе, чтобы благодаря нашему духовному совершенствованию, согласие и мир руководили нами, нашим Отечеством и всем миром. Счастливого и благословенного Нового года.
«Благослови Венец лета благости Твоей, Господи!»
Савва, митрополит Варшавский и всея Польши.
Перевод с польского — Хижняк Ярослав.
Источник: http://www.orthodox.pl/swietymi-badzcie/