В наше время, когда церковно-правовое сознание находится в непростом состоянии, не существует точно сформулированного отношения к древним церковным постановлениям, ссылка на них может быть неубедительной. В то же время в Русской Церкви современного периода есть целая масса полезных документов, принятых за последние десятилетия. Эти документы выражают официальную церковную позицию по многим вопросам, при решении которых, можно и нужно руководствоваться этими новейшими постановлениями. Исполнение и следование этим решениям обязательны для всех членов РПЦ, от мирянина до патриарха. К сожалению, многие священнослужители и миряне незнакомы с их содержанием, знание которого могло бы предотвратить многие нежелательные проблемы. Поэтому мы решили начать публикацию наиболее интересных и актуальных подборок из новейших постановлений Русской Церкви. Выражаем надежду, что знакомство с ними принесёт большую пользу нашим верующим.
1. Церковь указывает «священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства.. подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета» (определение Священного Синода от 28 декабря 1998 г).
2. Священник не имеет права отлучать от Причастия или называть блудниками супругов, живущих в законном, но не венчанном браке (определение Священного Синода от 28 декабря 1998 года).
3. Церковь призывает клир и мирян к активному участию в миссионерской деятельности, напоминая, что «что поле миссии каждого из нас сегодня — рядом, близко. Это наши братья и сестры, живущие во тьме неведения, скептического безверия или покорного следования всевозможным лжеучителям. Мы должны понять, что Церковь наша есть подлинно живое Тело Христово (1 Кор. 12:27), а то, что живо — не может не расти, не расширяться» (Послание Архиерейского Собора 1994 г. боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви).
4. Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, и подчеркивает правильность позиции о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин (Основы социальной концепции РПЦ, III.7. Определение Архиерейского собора 1994 г. «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время»).
5. Церковь констатирует, что «что в современных условиях, особенно имея в виду миссионерские задачи Церкви, священнослужители и миряне должны относиться друг ко другу и к людям, взыскующим истины или находящимся вне церковной ограды, с христианской любовью, вниманием и доброжелательностью. Совершенно недопустимы факты грубого, пренебрежительного, надменного отношения к кому бы то ни было со стороны архипастырей, клириков, церковных служащих» (определение Архиерейского Собора 1994 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви»).
6. Церковь констатирует, что люди, разделяющие учения «новых религиозных движений», «а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».
«Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым, отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, <…> не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14-15)» (определение Архиерейского Собора 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»).
7. «В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах. Миряне для осуществления такого сбора должны иметь письменное благословение правящего архиерея той епархии, где производится сбор.. Установление в монастырях и приходах примерных размеров пожертвований за совершение Таинств и треб не должно иметь характера назначения “фиксированных цен”. Людям, заведомо не имеющим средств на такие пожертвования, нельзя отказывать в совершении Таинств» (Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви).
8. Собор предписывает епархиальным архиереям «тщательно наблюдать, чтобы в храмах вверенных им епархий не появлялись иконы неканонизированных лиц, а также иконописные изображения, не получившие одобрения Священноначалия. Недопустимо употребление в общественных богослужениях молитвословий неканонизированным лицам (Определение Архиерейского Собора 2004 г. о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви).
9. Церковь «считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и используются государством. Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею» (Определение Освященного Архиерейского Собора РПЦ 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»).
10. Церковь разделяет гражданские опасения верующих, связанные с введением различных электронных идентификаторов личности и т. п. Принуждение к их принятию и ограничения в гражданских правах тех, кто не желает их принимать, Церковь считает недопустимым и даже предлагает таким гражданам обращаться в суд (Архиерейский Собор 2013 г. «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»).