6 ошибочных представлений о Рождестве Христовом

Декабрь 20, 2018 Новый Завет Комментарии : 0
Читали : 1 007
  1. Волхвы пришли поклониться Богомладенцу практически в одно время с пастухами.

В сознании многих людей персонажи рождественской истории стоят настолько тесно между собой, что появление их всех ассоциируется с одной ночью. Мы можем видеть волхвов на иконе Рождества, слышать в праздничном тропаре, что «ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют», однако, такое упоминание говорит не об одновременности  их прихода, но об их причастности одному и тому же великому событию. В действительности, вдумавшись в евангельское повествование, мы поймем, что последовательность событий не так очевидна, как кажется. В Евангельском Синопсисе предлагается такая хронология: Рождество — поклонение пастухов — Обрезание — Сретение — поклонение волхвов и бегство в Египет.  В пользу того, что поклонение волхвов произошло после Сретения говорят следующие факты:

  • Христос родился в яслях для скота (Лк. 2:7), а волхвы приходят для поклонения уже в дом (Мф. 2:11). Видимо после рождества прошло достаточно времени, чтобы найти нормальное жилище.
  • Ирод убивает детей от двух лет и меньше (Мф. 2:16). Это может говорить о том, что прошло немало времени после рождения Христа и Ирод решил перестраховаться, приказав убить детей постарше.
  • Святое Семейство приносит за Первенца жертву бедняков — птиц вместо агнца (Лк. 2:24). Волхвы принесли им богатые дары и если бы они пришли до Сретения, когда Мария приносила жертву, то наверняка Она смогла позволить Себе более дорогое жертвоприношение.
  • До Сретения прошло всего 40 дней, навряд ли бы за это время Святое Семейство успело убежать и пожить в Египте, что произошло, несомненно, после прихода волхвов (Мф. 2:13). Ирод уже искал Христа, чтобы убить Его, и идти в Иерусалим было просто опасно.
  1. Волхвов было трое.

Это одно из таких устойчивых представлений, которое может восприниматься как факт из библейского повествования. Однако евангелисты ничего не говорят о количестве пришедших. «Число 3, которое утвердилось впоследствии, впервые приводит Ориген, он связывает волхвов с 3 мужами, которые встречают Исаака (Быт 26:27-29) (In Gen. hom. 14. 3), или по числу даров (Contr. Cels. I 60). Постепенно установилось именно это число, хотя в других произведениях этого периода говорится о 2, 4, 6, 8, а в сирийской Церкви существовало предание о 12 волхвах, которые пришли в Иерусалим с большой свитой». Точные имена волхвов и указание на их царское достоинство появляется уже в Средневековье.

  1. Рождество произошло 25 декабря (7 января).

Хотя декабрь, по-видимому, действительно является месяцем рождения Спасителя (если учитывать время рождения Иоанна Крестителя), однако точная дата неизвестна. Считается, что известная дата праздника была выбрана в противовес языческим торжествам в честь Солнца, совершавшимся в это же время. «В Риме император Аврелиан в 275 году установил праздник в честь Непобедимого солнца (Natale Solis Invicti), а Христос в соответствии с пророчеством Мал 4. 2 именовался «Солнцем правды» (Odae Solomon. 15)», поэтому, «чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, думают, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца. За Римом в этом отношении последовали мало-помалу и все восточные церкви». Согласно другой версии, 25 декабря – день Рождества, поскольку со дня Благовещения (25 марта), прошло как раз девять месяцев.

  1. Воины Ирода истребили десятки тысяч младенцев.

Евангелист Матфей не сообщает никаких конкретных цифр, только сказав, что Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16). «В настоящее время ученые согласны в том, что число убитых младенцев не было велико, так как Вифлеем никогда не был большим городом. Указания в богослужебных книгах на 14 тысяч и даже на 144 тысячи младенцев следует считать позднейшими, ни на чем не основанными и крайне преувеличенными, возникшими, вероятно, из желания усилить вину Ирода». По подсчетам, население Вифлеема было 300-1000 человек. «Если все население было 1000, с коэффициентом рождаемости 30 детей в год, то младенцев мужского пола двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20» (Brown R. The Birth of the Messiah: A Commentary on the Infancy Narratives in the Gospels of Matthew and Luke. 1999. Р. 204). «Но его преступление нисколько не уменьшается и не увеличивается вследствие того, убил ли он 20 или 14 000 младенцев, оставаясь одинаково позорным и бесчеловечным и в том, и в другом случае».

  1. Христос родился 2019 лет назад.

Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей прп. Дионисием Малым. Он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа». Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Однако позже было обнаружено, что при вычислении даты рождения Христа Дионисий ошибся на несколько лет. С учетом даты смерти Ирода, переписи Квириния и других деталей евангельского повествования, ученые делают вывод, что «рождение Иисуса с достаточной вероятностью датируется декабрем 5 до н.э. или январем 4 до н.э.» (Hoehner H. W. Хронология // Иисус и Евангелия. Словарь. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. С. 719). Теперь можете посчитать, какой приблизительно год сейчас наступает.

  1. Католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные 7 января.

Католики и православные празднуют Рождество в один и тот же день — 25 декабря. Только на Западе празднуют по григорианскому календарю (по которому мы и живем), а в Русской Церкви (и еще в нескольких) – по юлианскому календарю (по так называемому «старому стилю»). Поэтому «старостильное» 25 декабря по новому стилю выпадает на 7 января, а «старостильный» Новый год выпадает на 14 января по новому стилю. Кроме того, деление на католическое и православное Рождество некорректно еще и потому, что 25 декабря (согласно григорианскому календарю) этот праздник отмечается целым рядом Поместных Православных церквей (например, греческих) и даже в некоторых епархиях Русской Церкви.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (4 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0
Магистр богословия, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Комментарии: 5Публикации: 52Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .