Православные христиане регулярно приступают к церковным таинствам. То, что мы можем прийти в любой день в храм, участвовать в исповеди и причащении Святых Тайн, получая разрешение своих грехов, стало настолько привычным для нас, что мы совсем не задумываемся о том, что стоит за доступом к этим благам. Покаяние и разрешение от грехов в течение нескольких минут у исповедального аналоя рассматривается нами как нечто обычное и само собой разумеющееся. Рассуждения обычно таковы: Бог есть Любовь, Он готов принять меня (даже обязан) в любое время и простить мне мои безобразия, как только я принесу свое покаяние. Простить их ничего не стоит, Бог ведь такой добрый.
За подобным рассуждением стоит непонимание всей серьезности совершения греха. Критики христианства, недоумевающие, как Бог может простить страшного убийцу при условии его покаяния, намного ближе к истине, нежели христиане, привыкшие к мысли, что Бог прощает им любые безобразия. Дело в том, что Бог, будучи не только Любовью, но и Абсолютной Правдой, не может просто взять и простить грешника, закрыв глаза на его преступления. Любое преступление должно быть наказано, этого требует правосудие (Рим. 6:23). Судья, отпустивший преступника на свободу, сам окажется нарушителем закона. Истинность и правосудие Божие требуют, чтобы неправый нес присужденную за неправду кару, иначе милующая любовь будет поблажающею снисходительностью. Бог, безмерно любящий Свое падшее творение, находит возможность избавить его от этой страшной участи, не нарушая принципов Своего Правосудия. Вместо грешного человека, обреченного по своим делам на вечные муки ада, умирает Невинный Богочеловек Иисус Христос, принимая все его наказание на себя (Ис. 53:5). Таким образом, человечество получило возможность избежать праведного наказания и обрести оправдание через этот акт незаслуженной милости Божьей по вере в Иисуса Христа.
Поэтому мы, будучи членами Церкви, получаем доступ к спасительным плодам искупления исключительно в силу жертвы Христовой. Каждый раз, когда мы приходим на исповедь, мы получаем прощение вовсе не потому, что Бог обязан давать нам Его по Своей доброте. Рукописание всех грехов всех людей Господь Спаситель вознес на теле Своем на Крест и там разодрал его. Приложение к каждому сего действия беспредельного милосердия совершается в Таинстве Покаяния и бывает действительно. Получивший разрешение от духовного отца обезвиненным состоит пред лицем правды Божией (свт. Феофан Затворник). Иными словами, Бог прощает нам грехи и не вспоминает их более, избавляя нас от кары за них, только потому, что тогда, на Голгофе, Иисус Христос претерпел наказание, предназначенное нам, взяв на Себя грехи всех времен и народов. В момент совершения таинства покаяния действие жертвы Христовой прилагается к каждому кающемуся грешнику в частности. Таким образом, очищение грехов и оставление всякой нечистоты есть плод искупительной жертвы Христа Спасителя, а наше исповедание грехов и сокрушение суть условия с нашей стороны, чтобы быть способными усвоить себе спасительное действие заслуг Искупителя.
Приступая вновь и вновь к спасительным таинствам Церкви, будем помнить о том, какой страшной ценой была получена нами возможность вот так просто приходить в церковь и приносить покаяние перед Богом, хоть сто раз за день, получая незаслуженное прощение и избавляясь от ответственности за свои преступления, ради того, что уже однажды Невинный принял ее полностью на Себя.
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин. 2:1-2).
Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин. 1:7-9).