О глубинном различии исихазма и йоги

06 августа, 2021 Другие религии Комментарии : 0
Читали : 139

Источник: Hisamatsu E., Pattni R. Yoga and the Jesus Prayer — A Comparison between aṣtānga yoga in the Yoga Sūtras of Patañjali and the Psycho-Physical Method of Hesychasm // Journal of Hindu-Christian Studies. 2015. Vol. 28. P. 55-75

«Мы не должны обманываться внешним сходством [исихастской молитвенной техники] с “пранаямой”. В среде исихастов дыхательная техника и позы тела использовались для умственной молитвы; в “Йога-сутрах” целью этих упражнений является унификация сознания и подготовка к медитации, а роль Бога (Ишвары) сравнительно невелика» [*]

— Мирча Элиаде

В очередной раз столкнувшись с произвольными сравнениями исихастской практики и йогических техник, мы решили обратиться к современной религиоведческой литературе по теме. Предлагаем вниманию наших читателей выдержки из статьи исследователей индийского происхождения о глубинном различии йоги и исихазма с точки зрения сравнительного религиоведения.

Путем сравнительного анализа метода аштанга-йоги в «Йога-сутрах» и психофизического метода исихазма можно сделать следующие выводы:

1) Обе традиции говорят о необходимости ежедневных аскетических практик с целью очищения перед тем, как приступить к конкретным практикам. Исихазм называет их «деятельной добродетелью», и в «Йога-сутрах» они являются первыми двумя частями — «яма» и «нияма».

2) Обе традиции включают сидячую позу как основное положение тела, и в обеих традициях эта поза требуется как основа для других конкретных практик. Но в случае Иисусовой молитвы требуется сидеть, склонившись вперед, что приводит к болезненным ощущениям в теле, тогда как в асане «Йога-сутр» рекомендуемая поза тела приводит к устойчивости и приятным ощущениям и подходит для длительных периодов пребывания в медитации.

3) Обе традиции советуют контролировать дыхание. Исихасту рекомендуется дышать в сочетании с Иисусовой молитвой, чтобы достичь полной внутренней тишины, выраженной в символическом «сведении разума в сердце». «Йога-сутры» подчеркивают практику «пранаямы» как способ достижения внутреннего покоя, обозначаемого выражением «отсутствие помех от двойственности» — состояние безразличия к двойственности, такой как жара и холод.

4) В обеих традициях для тренировки внимания существует в качестве метода достижения внутреннего спокойствия и тишины практика концентрации на определенных объектах медитации созерцания. Но определенное различие можно увидеть в том, как эта практика акцентируется в двух традициях. Что касается Иисусовой молитвы, прп. Симеон выбирает пупок в качестве объекта, Григорий Палама — грудь, а Никифор вообще не упоминает об этом. Напротив, в Йога-сутрах в практике «дхараны» существует относительная свобода в выборе объектов для начальных стадий, но она становится ограниченной по мере продвижения практики к другим ступеням йоги. В «сампраджнята-самадхи» есть четыре «объекта», тогда как на заключительной стадии «асандпраджнята-самадхи» нет объекта, вовлеченного в медитативное погружение.

5) Обе традиции рекомендуют непрерывное повторение одной формулы. В исихазме это Иисусова молитва, а в «свадхьяе» «Йога-сутр» — священный слог «Ом» или чтения из священных книг. Хотя с точки зрения метода может показаться, что здесь присутствует сходство, в исихазме повторение Иисусовой молитвы играет центральную роль в психофизической технике, тогда как «свадхьяя» и «ишвара пранидхана» — не более, чем подготовительные стадии аштанга-йоги. Здесь очевидна разница между христианской верой в личного Бога и йогой, для которой характерен неперсонифицированный образ «ишвары», особой формы «Пуруши» или чистого сознания.

Еще одно важное отличие состоит в том, что в исихазме для достижения цели, безусловно, требуются человеческие усилия и способности, но состояние феори́и (созерцания) может быть достигнуто исключительно по благодати Божьей. В случае же йоги, хотя человек полагается на помощь Божества, достижение последней стадии («кайвалья») является результатом человеческих усилий и способностей…

6) Обе традиции говорят о процессе обращения к внутреннему миру человека для достижения цели. Исихазм направлен на феори́ю, то есть созерцание Бога через состояние ума, сходящего в сердце… Конечная цель йоги — превзойти материальную природу, возникшую из-за невежества, и утвердиться в «Пуруше», который в некотором смысле скрыт в глубине его сознания. Кроме того, в обеих традициях наблюдается переживание радости, но в случае йоги оно представляет собой лишь промежуточный момент пути к высшей стадии «нирбиджа-самадхи» и является переживанием, которое возникает из-за ограниченности преобразований ума.

7) Обе традиции говорят о достижении такого состояния своего «я», которое выходит за рамки обычного опыта самого себя. Согласно Восточной монашеской традиции, следующей за Евагрием, феори́я есть высшее состояние ума как «образа Божия». Феори́я — это высшее переживание Бога, которого может достичь человек, и оно означает, что ум, находящий свое место в сердце, достигает своего совершенства как образ Божий. С другой стороны, в «Йога-сутрах» истинное «я» — это «Пуруша». Это состояние достигается посредством практики йоги с отделением сознания от материи.

Однако понимание природы самоосуществления оказывается совсем другим. В исихазме ядро «я», ум, обретает покой, занимая свое место в сердце, он принимает свет Божий и сам сияет подобно Богу — происходит слияние или соединение ума со светом Божиим. В «Йога-сутрах» целью духовной практики является совершенство сознания — это реализация «Пуруши», истинного «я», которое было освобождено от пут «Пракрити» и пребывает в состоянии «уединения».

Таким образом, сравнительный анализ двух традиций — исихазма и йоги — выявляет как любопытные моменты их внешнего сходства с точки зрения физических и умственных упражнений, так и глубинные различия, связанные с богословскими принципами, на которых основаны эти традиции.

______________________

[*] Элиаде М. Йога. Свобода и бессмертие. ​К., 2000. С. 74

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 3 дня

Редакция

Редакция 0
Комментарии: 3Публикации: 142Регистрация: 30-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .