Отрицала ли ранняя Церковь бессмертие души?

23 марта, 2021 Богословие Комментарии : 0
Читали : 2 343

Автор благодарит Петра Пашкова за перевод фрагмента из текста свмч. Мефодия Олимпийского (Патарского)

Восьмая анафема чина Торжества Православия направлена, в частности, против тех, кто отвергает бессмертие души:

«Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема» [1].

 

В последнее время в кругах т.н. «либерального православия» активно распространяется взгляд, согласно которому вера в бессмертие души является заблуждением, изначально чуждым христианству и заимствованным из языческой философии. Сторонники этого взгляда оспаривают справедливость первой части восьмой анафемы, указывая, что доникейские христиане веровали иначе, и ссылаясь на отсутствие согласия отцов разных эпох в данном вопросе, которое по их мнению делает веру в бессмертие души — необязательной.

Но действительно ли вера в бессмертие души противоречит учению отцов доникейской Церкви?

I. В каком смысле Церковь говорит о бессмертии души?

Прежде всего необходимо уточнить, как именно посленикейская (и современная) Церковь понимает бессмертие души. Подробные разъяснения мы находим в Соборном Послании патриарха Софрония Иерусалимского. Авторитет данного текста обусловлен тем, что он зачитывался на VI Вселенском соборе в качестве опровержения монофелитской ереси:

«Даровавши всему временное начало, …<Бог> чувственному назначил временный предел, а разумное и невидимое удостоил лучшей чести. И оно никогда не умирает и не предается тлению подобно тому, как течет и преходит видимое; впрочем оно безсмертно не по естеству и не превратилось в существо несказанное (нетленное), но Он даровал ему благодать, не допускающую его подвергаться тлению и смерти. Так души человеческия пребывают нетленными, так ангелы остаются безсмертными не потому, чтобы они в самом деле, как мы прежде сказали, имели естество нетленное или существо в собственном смысле безсмертное, но потому, что получили от Бога в удел благодать, обильно подающую безсмертие и пекущуюся о доставлении им безсмертия. … <Души> человеческия благодатию Божиею и освободились от смерти, естественным образом преследующей все в созданной природе.» [2]

Итак, свт. Софроний не называет душу бессмертной по естеству, ибо природным бессмертием обладает только Бог, а все, что начало существовать во времени – не может в самом себе содержать залог неуничтожимости. Души, как и ангелы, могут быть уничтожены и потому – смертны по природе (т.е. способны умирать). Однако природная смертность не противоречит их актуальному, фактическому бессмертию по благодати, подаваемой природно бессмертным Богом.

Практически так же рассуждает и преп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» — тексте, который по справедливости признают наиболее полным и точным изложением вероучения за весь Византийский период:

«…все, что существует по причине рождения, подлежит уничтожению, сообразно с последовательностью, принадлежащей природе; также – и небеса, но благодатью Божиею они и содержатся, и сохраняются.» [3]

«Он <ангел> бессмертен не по природе, но по благодати, ибо все то, что началось, также и оканчивается по причине своей природы. Но один только Бог есть вечно Сущий, вернее же: Он даже выше, чем вечность. Ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но Он – выше времени.» [4]

Впрочем, говоря о душе, преп. Иоанн Дамаскин прямо называет ее бессмертной, оговаривая, однако что бессмертие «она <получила> от благодати Сотворившего ее». [5]

Еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при обсуждении вопроса о бессмертии души, состоит в том, что в некоторых святоотеческих (преимущественно аскетических) текстах смертью души называют изменение устроения душ прародителей после грехопадения, порабощение их греху [6], оставление Богом [7], всякий грех [8], вечные муки в геенне (см. Мф. 10:28) и т.п. Также следует учитывать, что в Священном Писании термин «душа» иногда используется как синоним жизни человека и в этих случаях «погубить душу» — синоним человеческой смерти (см. Мф. 16:25 и др.). Для определенности уточним, что ниже под смертью души мы будем понимать не эти значения, а ее уничтожение, распад; под естественной (природной) смертностью – способность умирать, а под актуальным бессмертием – фактическую невозможность смерти ввиду действия благодати.

Вернемся к вопросу, заданному в заголовке. Простейшим ответом будет ссылка на Священное Писание, как основу вероучения Церкви в любой (и преимущественно – доникейский) период. Хотя в Писании актуальное бессмертие души не утверждается прямо, однако из притчи о богатом и Лазаре (Лк 16:19-31) мы можем сделать вывод, что после смерти души и праведников и грешников продолжают существовать, причем души праведников испытывают радость, а души грешников – страдание, они способны видеть и понимать друг друга и т.п. Об этом же говорится в 2 Кор. 5:8, Фил. 1:21-24, Откр 6:9-11 и др. После же всеобщего воскресения тел – одни люди пойдут (и телом и душою) в жизнь вечную (Мф 19:16, Мф 19:29, Мф 25:46 и др.), а другие – в муку вечную (Мф 18:8, Мф 25:41, Мф 25:46 и др.). Таким образом, ни в промежутке от смерти до всеобщего Воскресения, ни после него – души не могут перестать существовать, а значит они – актуально бессмертны. Это – очевидный и естественный вывод из слов Писания. Оспорить его и предложить иные (небуквальные) истолкования указанным местам Писания можно только на основе согласного истолкования множества отцов. Позиция отцов Византийского периода ясна из приведенных выше цитат. Далее рассмотрим тексты отцов ранней Церкви, в которых затрагивается вопрос о смертности/бессмертии души. Для убедительности возьмём только те свидетельства, в которых не просто повторяются слова Писания о вечном блаженстве и вечных муках, а прямо содержатся рассуждения о смертности/бессмертии души.

2. Мч. Иустин Философ

Вопрос о смертности души разбирается в «Разговоре с Трифоном иудеем» (датируется 153-161 гг.). Ключевым является фрагмент пп.4-5, в котором мч. Иустин пересказывает свою беседу с неким старцем, которая побудила его обратиться от языческой философии к христианству:

«…какое основание думать, чтобы тело, имеющее такую твердость и силу сопротивления, сложное и изменяемое, ежедневно разрушающееся и обновляющееся, не произошло от какой-либо причины?

 Если же имеет начало, то и души необходимо получили начало и могут перестать существовать: ибо они произведены для людей и прочих животных, даже если, по твоему мнению, они произошли отдельно, а не вместе с своими телами.

– Кажется, это справедливо.

– Итак, они не бессмертны.

– Нет, потому что и самый мир, как мы видели, получил начало.

– Но в то же время я не утверждаю, чтобы души уничтожилисьибо это было бы весьма выгодно для злых. Что же бывает с ними? Души благочестивых находятся в лучшем месте, а злые и беззаконные – в худшем, ожидая здесь времени суда. Таким образом, те, которые оказались достойными видеть Бога, уже не умирают, а другие подвергаются наказанию, доколе Богу угодно, чтоб они существовали и были наказываемы.

– Что ты говоришь, не то же ли, что и Платон в Тимее преподает относительно мира: он, по словам его, подвержен разрушению, поколику получил начало: однако не разрушится и не подвергается року смерти, потому что Бог так хочет? Не думаешь ли, что это самое относится и к душе и вообще ко всем вещам? Ибо все, что после Бога существует или будет существовать, имеет тленную природу и может разрушиться и уничтожиться; Бог один безначален и неразрушим, и потому-то Он есть Бог, все же прочее после Него имеет начало и подлежит разрушению. Поэтому души и смертны и подвергаются наказанию…» [9]

Из текста не совсем ясно, какие фразы здесь принадлежат самому мч. Иустину, а какие – старцу, однако оба участника диалога согласны друг с другом и очевидно, что их слова выражают позицию, с которой согласен мч. Иустин. Как мы видим, мч. Иустин, подобно свт. Софронию Иерусалимскому и преп. Иоанну Дамаскину, указывает на естественную смертность души как общее свойство всего, что имеет начало во времени. Как и они, мч. Иустин указывает, что естественная смертность может не приводить к реальной смерти души, «потому что Бог так хочет». Согласно мч. Иустину, «те, которые оказались достойными видеть Бога, уже не умирают».

Позиция мч. Иустина в отношении душ грешников из этого текста не столь очевидна: сперва отметив, что уничтожение душ «было бы весьма выгодно для злых», ниже он пишет, что они «подвергаются наказанию, доколе Богу угодно, чтоб они существовали и были наказываемы», что можно истолковать и как утверждение временного предела и наказанию грешников и бытию их душ. Однако в первой Апологии (написана между 147 и 161 гг.) мч. Иустин определенно и недвусмысленно отвергает такой взгляд:

«Платон также говорил, что грешники придут на суд к Радаманту и Миносу и будут ими наказаны; и мы утверждаем то же самое, но по-нашему, судиею будет Христос и души их будут соединены с теми же телами и будут преданы вечному мучению, а не в продолжении только тысячи лет, как говорит Платон» [10].

3. Свмч. Ириней Лионский

Свмч. Ириней рассуждает точно так же, как мч. Иустин и более поздние отцы: признавая естественную смертность души, он утверждает ее актуальное бессмертие «по воле Творца Бога». Рассуждения о душе есть в разных частях наиболее известного текста свмч. Иринея «Против ересей» (датируется 185-190 гг.):

«Если же здесь скажут, что души, не много прежде начавшие существовать, не могут пребывать долгое время, но или должны быть нерожденными, чтобы быть бессмертными, или если получили начало рождения, должны вместе с телом умирать, то пусть знают, что только один Бог, Господь всего, не имеет ни начала, ни конца, истинно и всегда тот же и неизменяемый. Но все, от Него происшедшие (существа), которые были сотворены и творятся, получают начало своего рождения и по этому самому ниже Творца своего, поколику не безначальны, но пребывают и продолжают свое существование в течение длинного ряда веков по воле Творца Бога, так что Он дарует им и то, чтобы они произошли вначале, и то, чтобы существовали после.

<…>

пророческое слово о первозданном говорит: «он стал душою живою» (Быт. 2:7), научая нас, что душа, чрез причастие жизни, стала живою, так что особо разумеется душа и особо жизнь, которую она имеет. Когда таким образом Бог дарует жизнь и ее непрерывное продолжение, то возможно, что и души, прежде не существовавшие, будут продолжать свое бытие, когда Бог захочет, чтобы они существовали и продолжались.» [11]

Ниже он подтверждает, что их существование будет продолжаться вечно:

«…<Ап. Павел> (в послании) к Римлянам говорит: «если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас: то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела» (Рим.8:11). Что же такое тела смертные? Души ли? Но души бестелесны в сравнении с смертными телами. Ибо «Бог вдунул в лице человека дыхание жизни, и сделался человек живою душою» (Быт.2:7); а дыхание жизни: бестелесно. И не могут сказать, чтобы дыхание жизни было смертно. Поэтому Давид говорит: «душа моя будет жить Ему» (Пс.21:31), потому что существо ее бессмертно. С другой стороны, не могут и дух назвать смертным телом. Что же остается называть смертным телом, как не создание, т. е. плоть, о которой и идет речь, что ее оживотворит Бог? Ибо она умирает и разрушается, а не душа и не дух. Умирать значит терять жизненную силу и потом сделаться бездыханным, безжизненным и неподвижным и разлагаться на (составные части), из которых что-либо получило начало своего бытия. А этого не бывает ни с душою, ибо она есть дыхание жизни, ни с духом, ибо дух несложен, прост, не может разлагаться и сам есть жизнь для получающих его.» [12]

4. Свмч. Мефодий Олимпийский (Патарский) († ок. 310 г.)

Тексты мч. Иустина и свмч. Иринея, фрагменты которых приведены выше, были ориентированы на еретиков, иноверцев и язычников. Поэтому эти отцы старались рассуждать в дискурсе греческой философии и писали о естественной смертности души (но, следуя христианскому вероучению, утверждали ее актуальное бессмертие). Свмч. Мефодий писал для христиан и, не вдаваясь в философские рассуждения, просто признавал души бессмертными, основываясь на Священном Писании. Кратко бессмертие души упомянуто в «Пире десяти дев»:

«Души в точности соответствуют родившему и образовавшему их в особенности тогда, когда они, сияя чистою красотою подобия (с Ним) и чертами того первообраза, созерцая который Бог образовал их имеющими бессмертный и нетленный вид, остаются такими.» [13]

Более подробно свмч. Мефодий пишет о бессмертии души в трактате «О воскресении», составленном против еретического учения Оригена:

«Умирает лишь плоть, поскольку душа бессмертна (ψυχὴ γὰρ ἀθάνατος). А значит, если душа бессмертна, а тело мертво, те, кто говорит, что воскресение будет, но оно будет не телесным, на самом деле вовсе отрицают воскресение. Ибо воздвигается не то, что и так стоит, но падшее и преклонившееся, как сказано: “Не падающий не встает и не отходивший не возвращается”.

А о том, что душа бессмертна, Христос учил прямо — и Сам, и через Соломона. Сам — в истории о богаче и нищем Лазаре, когда дал одному почивать по отложении тела на лоне Авраама, а другому [быть] в муках, и ввел еще Авраама, беседующего с ними. А через Соломона — в [книге], называемой “Премудрость”, где написано: “А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия” (Прем. 3:1-4)» [14].

5. Афинагор

Афинагор – христианский апологет II века (исследователи относят его тексты к 176-180 гг.). В двух его текстах имеются краткие указания на бессмертие души:

«…душа сама собою, как бессмертная, разумно движется, предузнавая будущее или испытуя настоящее.» [15]

«<Бог> создал человека из бессмертной души и тела» [16].

6. Послание к Диогнету (неизв. автор)

Долгое время автором этого текста считался мч. Иустин Философ, однако сейчас историки отрицают его авторство. Текст считается составленным между 120 и 310 гг.

«Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но не суть от мира…. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах» [17].

7. Доникейские богословы, признававшие смертность души

Краткий обзор взглядов доникейских богословов на проблему бессмертия души приводится в статье «Душа» в Православной Энциклопедии [18]. Ни один из доникейских отцов не признавал душу смертной. Из неканонизированных авторов, принадлежавших к Православной Церкви, лишь Арнобий (кон. III в.) признавал душу смертной, да еще Климент Александрийский (нач. III в.), следуя в этом отношении Платону — разделял душу на высшую (разумную) и низшую (плотский дух) части и считал смертной низшую часть души. Зато мнение о смертности души было очень популярным у представителей различных еретических групп. Так считали гностики, енкратиты (Татиан Ассириец). Представители секты «тнитопсихитов», утверждали, что души умирают вместе с телом, а затем с ним же воскресают (Ориген на соборе в Аравии убедил их отказаться от этого заблуждения).

Впрочем, при выяснении позиции Церкви взгляды еретиков не учитываются.

8. Бессмертие души в решениях Всеправославных Cоборов

В заключение отметим, что необходимости выяснения согласия отцов (Consensus Patrum) в данном случае нет. Выявление наличия или отсутствия Consensus Patrum как способ выяснения догматического учения Церкви применяется только тогда, когда по исследуемому вопросу отсутствуют соборные решения. В данном случае это – не так. Канонический статус процитированной выше анафемы [1] еще можно попытаться как-то оспорить, ссылаясь на неканоничность утвердившего ее Святейшего Правительствующего Синода (хотя тот факт, что эта анафема читалась во всех храмах Российской Церкви свидетельствует о ее рецепции по крайней мере в Российской Церкви). Однако помимо этого мы имеем прямое признание бессмертия души в «Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» — тексте, составленном св. Петром Могилой и утвержденном Константинопольским собором 1642-43 гг. с участием представителей всех Восточных Церквей [19] (позднее Православное Исповедание было утверждено Московскими патриархами). Исповедание гласит:

«…<истинны> сии слова Господа нашего: «несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль; нестъ Бог Бог мертвых, но (Бог) живых» (Мф. 22, 31–32). Что должно разуметь не о теле, но о душе, поелику тела мертвых обратились уже в прах; между тем как слова сии справедливы по отношению к душе, которая всегда жива». [20]

В других местах Православного Исповедания (часть 1, вопросы 61, 68, 121, 128 и др.), а также в Определении 18 Исповедании Иерусалимского собора 1672 г. [21]) подробно описывается участь душ праведников и грешников от смерти до всеобщего воскресения и по нем. Формулировки исключают возможность прекращения существования души или сна души.

Таким образом, согласное учение Священного Писания и Всеправославного собора и отцов разных периодов состоит в том, что души людей актуально бессмертны, т.е. не могут прекратить существование ни временно, ни навсегда.

______________________

[1] Борозенец Т. Путь, истина и жизнь. Вероучительные тексты Православной

Церкви. Киев, Послушник, 2013, с. 318

[2] Cвт. Софроний, патр. Иерусалимский. Соборное послание. https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/sobornoe_poslanie/#sel=7:4160,7:4283

[3] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 2:6(20) https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2#sel=53:1,53:25

[4] Там же, 2:3(17) https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2#sel=20:1,20:47

[5] Там же, 2:12(26) https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2#sel=134:16,134:109

[6] Св. Игнатий Брянчанинов. В помощь кающимся, 8. https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/v-pomoshh-kajushhimsja/#sel=33:179,33:189 , Слово о человеке, 12 https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/#sel=84:1,85:175

[7]. Свт. Августин Блаженный. О граде Божием, 13,2. https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/13#sel=11:1,12:100

[8] «Всякий грех есть смерть души». Свт. Григорий Богослов, Слово

37. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/37#sel=17:248,17:253

[9] Мч. Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем, 5

[10] Мч. Иустин Философ. (Мч. Иустин Философ. Апология I, 8

[11] Cвмч. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) II, 34:2-4

[12] Там же, V, 7:1.

[13] Свмч. Мефодий Олимпийский (Патарский). Пир десяти дев. VI,1

[14] Methodius. De Resurrectione. 1.51-52 / Hrsg.: Bonewetsch G. N. Lpz., 19

17. S. 307, пер. Петра Пашкова

[15] Афинагор. Прошение о христианах, 27

[16] Афинагор. О Воскресении мертвых, 13

[17] Послание к Диогенту, 6

[18] Православная Энциклопедия, т. 16, Душа. с. 453


[20] Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной Часть 1, Вопрос 28.
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pravoslavnoe-ispovedanie-kafolicheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj/1#sel=65:104,65:209[19] Православная Энциклопедия, т. 37, Константинопольские соборы. с. 339

[21] Исповедание Православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским собором 1672 года. Пер. С. Федорова и П.Пашкова. https://vk.com/wall-5491891_28803

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 года

Валерий Синильщиков

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 18Регистрация: 20-12-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .