Автор: Сергей Федоров, магистр богословия.
В бескрайнем святоотеческом наследии непросто разобраться образованному богослову и патрологу, не говоря уже о простом верующем. При знакомстве с трудами святых, живших в разное время и писавших на разнообразные темы, важно избежать как крайности безоговорочного признания всего (или почти всего) ими написанного (что якобы все сказанное святыми, происходит от Святого Духа), так и отрицания за их творениями какого-либо преимущества перед сочинениями неканонизированных авторов. Однако знание этих крайних границ еще не дает ответа на волнующий многих вопрос: что именно в святоотеческих творениях достойно полного доверия со стороны христианина, а что – может быть критически осмыслено или даже отвергнуто, как несоответствующее истине?
О том, что ставить такой вопрос справедливо, свидетельствуют следующие слова блаженного Августина: «Я научился только книгам Св. Писания отдавать ту честь, чтобы верить в непогрешимость их, другие же книги читаю я с той мыслью, что как бы святы и учительны не были сочинители их, не потому одному считаю за истину, что они так думали и писали»[1].
Сами святые в различных сочинениях давали некоторые критерии, которые могли бы служить ориентиром при ответе на поставленный вопрос. Наверное, не стоит воспринимать их как инструкцию на все возможные случаи, но в качестве ориентира, на наш взгляд, они весьма полезны.
Итак, суждение, мысль, тезис, утверждение, учение святого отца , может заслуживать полного доверия со стороны христианина в следующих случаях.
- Если оно не противоречит Священному Писанию и согласному учению большинства святых отцов по вопросам веры и морали.
Свт. Василий Великий: «Должно Писаниями поверять то, о чем говорят писатели, и согласное с Писаниями принимать, а несогласное отвергать и всячески отвращаться тех, которые держатся такого учения»[2].
Прп. Викентий Лиринский: «Мысли должно сносить только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомышленников принимали, содержали, передавали открыто, часто, непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то почитать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека. <…> Должно заметить, что мы обязаны с величайшим усердием исследовать согласные суждения древних святых отцов и следовать им не относительно всех каких-либо маловажных вопросов Божественного закона, но главным образом только касательно правила веры»[3]. Последнее предложение нужно подчеркнуть особенно, так как оно дает дополнительный критерий для понимания того, в каких вопросах нужно искать «согласия отцов», о чем мы скажем ниже.
Свт. Геннадий Схоларий: «Мы веруем в Церковь, которая созидается каноническими Писаниями и общими соборами верных, которые содействовали укреплению Христовой Церкви, а не в Августина или Дамаскина; ведь мы бы и самого Дамаскина не стали бы слушать в этом вопросе, если бы он не держался общего мнения, которое мы видим также и везде»[4].
Это самый общий, отрицательный критерий, который отсекает то, что действительно не соответствует истине православного учения. Однако он не дает ответа на вопрос: что именно из того, что полностью согласуется с учением Св. Писания и Св. Предания, достойно нашего полного доверия? Поэтому приведем дополнительные положительные критерии.
3. Если святой получил откровение от Бога и пересказал это.
Прп. Варсонофий Великий: «Когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же (святой муж) и говорит о вышеупомянутых (мнениях), но не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, то они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие»[7]. Примером такого откровения можно назвать утверждение прп. Силуана Афонского о полной безгрешности Богородицы, которое, по его словам, было получено им от Святого Духа[8].
4. Если оно не выходит за пределы общего учения о вере и нравственности.
Свт. Григорий Палама: «О том, как соприкасается ум с телом, о том, где размещены воображательная и мнительная части души, какое место получила память, какая часть нашего существа самая подвижная и как бы ведущая за собой остальные, где зарождается кровь, беспримесны ли влажные телесные составы и какой из внутренних органов служит им сосудом, – обо всем этом каждому можно говорить что кому нравится, потому что все люди держатся здесь вероятия, как и в отношении неподвижности созвездий и подвижности планет, величины и природы небесных тел и вообще всего того, чего не открыл нам с очевидностью Дух, он один знает в точности истину о вселенной»[9].
Прп. Викентий Лиринский: «Необходимо сводить понимание небесного Писания к единому правилу церковного разумения — в первую очередь только в отношении тех вопросов, на которых утверждены основания всего кафолического догмата»[10]. Это означает, во-первых, что авторитет святых отцов не распространяется на вопросы небогословского характера (естественные науки, история, философия и т. п.), кроме того, «даже и в богословских науках авторитет свв. отцов не может быть распространяем безразлично на все стороны их, но должно непременно обратить внимание на то, насколько развитие той или другой науки обусловливается естественными способностями человека и стоит в связи с общим ходом развития человечества»[11].
Итак, эти четыре критерия могут служить ориентирами при чтении и изучении святоотеческого наследия. Это не означает, что они могут быть всегда безошибочно применены абсолютно к каждому сочинению или тезису святого — всегда может быть какое-то исключение. Это также не означает, что все, что не проходит по последним двум пунктам, должно быть непременно отвергнуто, поскольку в человеческих сочинениях нет строгой бинарности (истина-заблуждение), но присутствуют дополнительные градации более или менее верных суждений. В то же время, на наш взгляд, такие святоотеческие критерии могут быть весьма полезны, чтобы избежать впадения в крайности, и чтобы развить умение рассуждать и здравое отношение к богатому святоотеческому наследию.
[1] Цит. по: свт. Филарет Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoricheskoe-uchenie-ob-ottsah-tserkvi/#note11_return
[2] Цит. по: свт. Филарет Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoricheskoe-uchenie-ob-ottsah-tserkvi/#note9_return
[3] Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/pelegrin/
[4] Краткая апология того, что здравые греки не принимают Флорентийский Собор и худо провозглашенную на нем унию // M. Jugie, L. Petit, and X.A. Siderides, Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios, vol. 3, Paris: Maison de la bonne presse, 1930: 84. Перевод П. Пашкова.
[5] Поучения огласительные, 4. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/4
[6] свт. Филарет Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoricheskoe-uchenie-ob-ottsah-tserkvi/#0_6
[7] Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Вопрос 610. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioann/rukovodstvo-k-duhovnoj-zhizni-v-otvetah-na-voprosy-uchenikov/610
[8] См.: архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Серг. П., 2011. С. 414-415.
[9] Триады в защиту священно-безмолвствующих, II. 2.30. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/#0_8
[10] Communitorium, 2.29.2-6 // CCSL. 64. P. 189. Перевод П. Пашкова. Лучшее, на наш взгляд, объяснение того, как находить в творениях св. отцов относящееся к «правилу веры», дал русский патролог Н. И. Сагарда. См.: Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 17.
[11] Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. С. 20.