Источник: Marcus Eugenicus. Oratio ad Eugenium papam Quartum // Marci Eugenici metropolitae Ephesi opera antiunionistica / ed. L. Petit. R., 1977. P. 28-33 (CFDS. Vol. 10. Fasc. 2)
Перевод: Петр Пашков
Блаженнейшему папе Старшего Рима — Марк, епископ собрания верных, пребывающего во Эфесе.
I. Ныне — начало радости для всех концов земли! Ныне над всей вселенной занимается мысленная заря солнца мира! Ныне члены Господня Тела, разорванные и рассеченные много лет назад, спешат воссоединиться меж собою! Ибо для Главы — Христа Бога — нестерпимо и далее пребывать над разделенным Телом: не желает Любовь, чтобы мы совершенно лишились любви, связующей [нас]. Потому-то [Господь] и подвиг тебя, первого из священников Его, призвать нас, благочестивейшего императора нашего побудил послушать тебя, святейшему нашему пастырю и патриарху дал забыть старость и многолетнюю немощь, нас же, служащих Ему пастырей, отовсюду собрал и вложил в нас отвагу для долго пути через пучину и прочие опасности. Так не очевидно ли, что во всем этом, свершившемся силою и волей Божьей, уже предначинается и [ожидающий нас] итог — прекрасный и угодный Богу?
Так прими же, святейший отец, чад своих, прибывших с далекого Востока! Простри руки тем, кто много лет пребывал в разлуке, а ныне спешит в твои обьятия! Уврачуй смутившихся, повели убрать терния и преграды, преграждающие путь к миру! В подражание Богу скажи ангелам своим: «Путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите» (Ис. 62:10). Доколе мы, невзирая на общую веру [во] единого Христа, будем отталкивать и отсекать друг друга? Доколе мы, чтущие единую Троицу, будем друг друга «угрызать и снедать»? Покуда «не будем истреблены друг другом» (см. Гал. 5:15)? Или покуда внешние враги не отправят нас в небытие?
Да не будет сего, Христе Царю! Да не будет того, чтобы наши грехи своим множеством превзошли благость Твою. Некогда Ты, видя зло торжествующим и всюду распространенным, Сам и через Своих апостолов остановил разлив его и всех обратил к Твоему познанию. Так и ныне, через сих служителей Твоих, превыше всего ставящих любовь Твою, сочетай нас друг с другом и с Тобою. Исполни Сам Свою молитву, изреченную Тобой перед исходом на Страсти: «Дай им, да будут едино, как Мы едино» (см. Ин. 17:22). Видишь ли Ты, Господи, сколь печально разделение наше? Видишь ли, как частью мы по своеволию и своенравию обратили свободу в «повод к угождению плоти» (Гал. 5:13) и сделались рабами греха, так что не осталось в нас ничего, кроме плоти; частью же достались в добычу и рабство врагам Креста Твоего и «вменихомся яко овцы заколения» (Пс. 43:23)? Смилуйся, Господи! Услышь, Господи! Помоги нам, Господи! Прежде без конца твердили, что дело требует Вселенского Собора, — и вот, мы собрали его. Больше мы сделать ничего не можем; сделай то, что можешь Ты, и заверши начатое нами. Ведь Ты можешь совершить сие — стоит только пожелать: воля Твоя — дело совершенное. Так скажи нам, как прежде говорил Ты чрез Пророка Своего: «Аз с вами есмь, и Дух Мой настоит посреде вас» (Агг. 2:4-5). Ибо если Ты будешь с нами, все прочее сделается простым и легким.
2. Такова да будет моя молитва при начале сего дела.
Теперь же обращу слово к тебе, святейший отец. К чему так упорствовать в споре об этом новшестве — этой прибавке, которая рассекла и расколола Тело Христа и до того разделила во мнениях нас, носящих Его имя? К чему многолетнее противление, холодное (ἄφιλος) презрение к братьям и отчуждение от смутившихся? К чему нам осуждать отцов, измышляя и проповедуя чуждое их общим преданиям? К чему считать их веру ущербной, вводя свою — будто бы более совершенную? К чему благовествовать не то Благовестие, которое мы приняли (см. Гал. 1:9)? Что за чары навел злой демон, позавидовав нашему согласию и единству? Кто отнял у нас братскую любовь и ввел иную жертву, неверно приносимую, ибо не разделяемую? Согласно ли это с апостольской душой, с отеческой мыслью, с братским расположением, или напротив — с [нравом] извращенным, жестоким и безразличным ко всеобщей погибели? Что до меня, то я считаю зачинателя этого разделения, который разорвал «свыше истканный хитон» Господнего Тела, достойным большего наказания, чем распинатели и все еретики и нечестивцы от века.
Но ты, блаженнейший отец, стоит тебе лишь пожелать, сможешь сделать противоположное: соединить разделенное, разрушить «средостение вражды» (Еф. 2:14) и исполнить дело Божественного Замысла (θείας οἰκονομίας). Ты уже положил начало сему и возрастил начатое своей блистательной щедростью и великими дарами; благоволи же и довести труд до конца. Не найти тебе случая удобнее, чем ниспосланный тебе ныне от Бога. «Возведи окрест очи твои и виждь» (Ис. 60:4) почтенные и освященные седины [старцев], которых поддерживает лишь упование на Бога и любовь к вам, ибо они поднялись от своих пределов, хотя и более всего они уже нуждаются в ложе и покое, и поспешили к твоему совершенству. Вот он, уже сплетенный венец славы; не отрекись же, возложи его на главу свою! Иной ранил — ты уврачуй; иной расколол — ты сочетай; иной упорством своим сделал беду непоправимой — ты будь так же упорен в исправлении, чтобы ее и вовсе как не было. Я слышал, что некоторые из ваших мудрецов утверждают, будто вначале прибавка сия была измышлена по икономии для исправления кого-то, кто нездраво мыслил о вере. Так пусть же по икономии она будет вновь устранена, чтобы вам обнять «братьев, разлука с которыми» должна «терзать» [1] вас, если только вы не вовсе бесчувственны.
Прошу, подумай о ежедневно льющейся крови христиан, о горестном рабстве под властью варваров, о поругании Креста Христова, о ниспровержении Жертвенников, разрушении храмов, о том, что смолкли Божественные гимны, что святыни захвачены, священные утварь и сосуды расхищены. Но наше примирение и согласие могут прекратить все это, с Божьей помощью, стоит вам только отбросить жестокосердие и упорство, снизойти к нашим немощам и устранить преграды, смущающие нас. «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:13) — даже при том, что нет запрета есть мясо. Так и теперь, святейший отец: хорош квасной хлеб, хорош и бесквасный, но если бесквасный смущает [брата], если он считается менее пригодным (ἥττων) для Жертвы, несовершенным и безжизненным, если и в Писании он назван «хлебом бедствия» (Втор. 16:3), так почему же не стоит предпочесть квасной и отвергнуть бесквасный? Ведь «один Хлеб, и мы многие одно Тело, — говорит Божественный апостол, — ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1 Кор. 10:17). Так что, поскольку мы не причащаемся от одного Хлеба, мы, конечно, не составляем одного Тела и одного духа и различны движения наши.
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений» (1Кор. 1:10). Поскольку же мы не говорим одно, конечно, сей раскол между нами остается великим и неисцелимым и по сей день. И где же мы говорим не одно? Не в углу и не за дверью, не сами с собой наедине, но во всеобщем Символе веры, в крещальном исповедании, в печати нашего христианства. И если подделывающий императорскую монету достоин великого наказания, какой кары должен ждать тот, кто совершил преступление [всяко] не меньшее: исказил всеобщую печать христианского исповедания?
3. Задумайся: некогда мы «говорили одно», и ясно, что не было между нами раскола. Тогда же и мы, и вы были согласны с отцами. Ныне же мы не говорим одно — так можем ли и мы, и вы одновременно [быть правы]? Но что до нас, то мы и теперь говорим то же, что и тогда, так что не противоречим ни сами себе, ни отцам нашим, ни вам (если бы вы только пожелали говорить истину). Вы же ввели новшества, и с неизбежностью оказались в противоречии сперва сами с собой, потом с общими отцами, и, наконец, с нами. Так почему бы нам не вернуться к прежнему доброму согласию, чтобы тем самым прийти к согласию с самими собой, друг с другом и с отцами, чтобы устранить раскол, соединить разделенное — словом, добиться всякого блага?
Умоляю вас именем Самой Троицы, именем общей надежды, на которую мы с вами равно уповаем, — не дайте нам уйти ни с чем. «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас» (2 Кор. 5:20) — так не презирайте посланников, не погубите трудов, не лишите молитв плода, не дайте нашему общему врагу насмеяться над нами, как прежде, не доставтьте скорби Богу и Его Святому Духу. Всякая душа и всяких слух в трепете и волнении ждет вашего решения. Стоит вам пожелать склониться к миру и устранить преграду, смущающую нас, — возвысились христиане, пали нечестивцы, ужаснулись ненавидящие нас и познали скорую гибель. Если же — да не будет! — случится иначе, и порочный навык к разделению окажется сильнее стремления к общему благу… Я не могу продолжать от горя и смятения.
Бог же, единственный всемогущий, да исправит Церковь Свою, которую искупил Своею Кровию, и да устроит так, чтобы была воля Его «яко на небеси и на земли». Ибо Ему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
________________________________________
[1] Gregorius Nazianzenus. Sermo 41, in Pentecosten, 8 // PG. 36. Col. 440 [рус. пер.: Григорий Богослов, свт. Слово 41, на святую Пятидесятницу, 8 // Творения. СПб., 1912. Т. 1. С. 580]