Если бы нас спросили: что сделал для нас Господь Своею крестною смертию, то каждый из нас правильно сказал бы: Господь крестною смертию даровал нам спасение. Но если бы нас спросили: от чего именно спас нас Господь Своею крестною смертию, то может быть, на этот вопрос получились бы неодинаковые ответы, и не все из них оказались бы правильными. Между тем, вопрос о спасении нас крестною смертию Христа есть основной догматический вопрос нашей православной веры. Имея в виду, сколь греховны и гибельны для нас заблуждения в области догматического учения, мы, как православные христиане, должны правильно мыслить и говорить о всех догматах нашей веры, а тем более касательно главнейшего из них – догмата о нашем спасении.
Вот какой ответ дает на поставленный нами вопрос великий богослов Русской Церкви, митрополит Московский Филарет, которого по уму, святости и чудесам можно сравнить со св. Василием Великим. В своем катихизисе, всецело основанном на святоотеческом учении, он говорит: «Крестная смерть Сына Божия нужна была для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти». Когда мы в детстве изучали катихизис митр. Филарета, то усваивали это догматическое знание механически, памятью рассудка. Ныне мы должны не только умом, но и всем сердцем воспринять его, чтобы оно было для нас убедительным, непоколебимым и спасительным. И сие знание будет для нас таким, если мы свой ум подчиним уму Христову, уму апостольскому и святоотеческому и не будем смущаться человеческими неправильными богословскими умствованиями, которые издавна стремились и стремятся поколебать ту или другую истину нашей православной веры. Такие неправильные богословские умствования существуют и по поводу настоящего догматического вопроса.
Так, некоторые говорили и говорят: как можно согласиться с учением, что Господь Своею крестною смертию спас нас от греха, когда мы видим, что и после смерти Христа грех царствует в мире и чем далее идет время, тем сила греха становится все разительнее; а в пророческих словах Спасителя и Его учеников мы находим указание, что в последнее время зло усилится до небывалой меры.
Что нам сказать на это? – Действительно, грех и после искупительной смерти Христа имеет большую силу в мире. К сожалению, она обнаруживается и в жизни православных христиан, которые нередко делаются хуже язычников. Но не надо забывать, что это происходит в жизни тех из них, которые не хотят пользоваться дарованною им ради крестной смерти Спасителя великою внутреннею благодатию Святого Духа и даже отвергают ее. Такие люди настолько предаются греху, что делаются его рабами. Истинные же православные христиане, которые пользуются благодатью, получаемою ими в таинствах Церкви, в такой мере побеждают грех и преуспевают в добре, что своею святою жизнью удивляют людей и Ангелов. В их жизни царствует уже не грех, а благодать, при содействии которой они могут неуклонно исполнять все Божественныя заповеди.
Что это так, об этом свидетельствует Ап. Павел, который говорит нам: Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его… Грех бо вами да не обладает; несте бо под законом, но под благодатию (Рим. 6, 12. 14). Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Об этом свидетельствует совершенная святая жизнь Апостолов, мучеников и всех святых, которые, при помощи благодати Святого Духа, в корне победили грех и очистились от всех греховных приражений.
Господь всем хочет спасения. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком (Тит. 2, 11). И если бы все люди стремились к благодати и возгревали ее в себе, то все были бы святыми. Но так как большинство людей и даже из среды православных, получивших действенную благодать Святого Духа в таинствах, не хотят ею пользоваться, то грех продолжает царствовать в их жизни.
Есть, возлюбленные о Христе братия и сестры, и такое произвольное и неправильное богословское мнение касательно догмата о спасении, которое полагает, что в крестной смерти Христа не было нужды для спасения нас от проклятия, ибо люди за свое падение Богом не проклинались, а за это была проклята вместо человека земля. При этом указывают на слова Господа, сказанныя Адаму после его падения: проклята земля в делех твоих (Быт. 3, 17).
Чтобы выяснить, насколько это богословское мнение несостоятельно, мы опять обратимся к свидетельству Божественного Писания и святоотеческого учения. Исходя из этих благодатных источников нашего вероучения, мы должны прежде всего сказать, что место Священного Писания, в котором повествуется о проклятии земли, вовсе не говорит, что за падение человека вместо него проклята земля. Если вследствие этого падения проклинается земля – ни в чем неповинное творение Божие, только ради своей связи с жизнью на ней человека, то как можно допустить с точки зрения Божественного правосудия, чтобы сам человек, согрешивший и виновник этого проклятия, оставался вне его? О том, что и человек подпал клятве Божией, свидетельствует изгнание его из рая, лишение райской благодати, вся последующая его жизнь, исполненная тяжких трудов и скорбей, и, наконец, его тление и смерть.
Впрочем, в Священном Писании мы находим прямое свидетельство, из которого видно, что Христос Своею крестною смертию искупил нас от клятвы, под которою все люди находились с момента грехопадения наших прародителей. В своем послании к Галатам Ап. Павел говорит: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3, 13). Об этом свидетельствует и учение св отцов, выраженное, в частности, в богослужебных песнопениях нашей Церкви. Так, в воскресной стихире на хвалитех 4-го гласа мы находим такия слова: «Крестом Твоим, Христе, от древния клятвы свободил еси нас». А в тропаре в честь великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы еще недавно слышали такия слова: «из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение».
Очевидно, это ошибочное богословское мнение касательно догмата искупления покоится на неправильном понимании клятвы, которая есть ничто иное, как отлучение человека от общения с Богом со всеми гибельными отсюда для него последствиями, как во временной сей жизни, так и в жизни будущей, загробной.
Только при таком понимании проклятия людей Богом будет понятно учение Церкви об изведении Христом из ада, в силу Его крестной смерти, душ всех ветхозаветных праведников, вплоть до души Иоанна Крестителя. Никто из этих праведников не мог совсем освободиться от проклятия: на всех без исключения тяготело оно. И только после крестной искупительной смерти Христа был открыт им свободный вход в небесное Царство Господа для блаженного общения с Ним, ибо не стало более клятвы: она была уничтожена на кресте вместе с первородным грехом, как ея причиною. Поэтому св. Церковь в великопостном тропаре 6-го часа говорит: «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».
Вот почему после крестной смерти Господа души всех новозаветных праведников не сходят, как прежде, в ад, но, подобно душе св. Серафима Саровского, возносятся Ангелами на небо к престолу Божиему для вечной радости со Христом в Его неизреченном Царствии. Ибо теперь, после крестной смерти Спасителя, вполне осуществляются Его слова: Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный; и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Иоан. 5, 24).
Наконец, чтобы содержать нам во всей чистоте догматическое учение о спасении, мы должны устраниться от неправильного взгляда, будто в крестной смерти Христа не было нужды для избавления нас от смерти. Еще при св. Афанасии Великом существовало это неправильное воззрение. Сторонники его думали, что достаточно было бы для Бога произнести только одно Свое всемогущее слово: «да не умирает человек», и он был бы бессмертным. Св. Афанасий в своем творении «О воплощении Бога Слова» опровергает это заблуждение, говоря, что к тленному человеческому телу надо было привить божественное нетление, чтобы сделать человека бессмертным. Эту мысль св. отец поясняет такой аналогией. Он указывает на то соотношение, какое существует между соломою и огнем. Пока солома не обложена несгораемою оболочкою, она, хотя бы огонь и не угрожал ей, все же остается сгораемою. «То же самое, – говорит св. Афанасий, – можно сказать о теле и о смерти. Если бы повеление Божие только не допускало смерть до тела, – оно тем не менее, по общему закону тел, оставалось бы смертным и тленным. А чтобы не было этого, – облечено тело в безплотное Божие Слово». Этого мало. Сын Божий воспринял человеческую плоть с законом смерти. Поэтому надо было Ему в самом человеческом естестве уничтожить закон смерти, победить самую смерть, что и произошло через Его воскресение. Но чтобы воскреснуть, надо было Богочеловеку сначала умереть и при том на кресте, чтобы Своею смертию искупить нас от клятвы (Втор. 21, 23; Гал. 3, 13). Так св. Афанасий Великий наглядно доказывает необходимость крестной смерти Христа для спасения нас от смерти.
Правда, после крестной смерти Господа и Его воскресения закон смерти совершенно уничтожен только в Его теле и теле Богоматери; все же люди продолжают умирать и после воскресения Христова. Да, закон смерти продолжает действовать в нас. Но сие действие есть явление временное. В силу той же крестной смерти Христа и Его воскресения, смерть окончательно будет уничтожена, когда настанет час всеобщего воскресения мертвых.
Что это непременно произойдет, о сем свидетельствуют следующия непреложныя слова нашего Спасителя: Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час… егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 5, 25). Об этом свидетельствует в первом послании к Коринфянам и Ап. Павел, говоря: Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? (1Кор. 15, 54–55).
Вот почему св. Церковь, проникнутая непреложною Божественною истиною, что крестная смерть Христа есть средство нашего спасения от смерти, выразила ее в самой дорогой для нашего сердца священной песне в честь праздника Воскресения Христова: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Памятуя все сказанное нами, будем, возлюбленные о Христе братия и сестры, всегда содержать во всей чистоте учение Православной Церкви и, в частности, учение о нашем спасении. Будем помнить, что без чистоты православной веры у нас никогда не будет чистоты жизни христианской, ибо тогда Господь лишит нас Своей благодати, без которой нет спасения.
Источник: святитель Серафим (Соболев). Проповеди.