В сегодняшнем евангельском чтении содержится удивительная и трогательная история о том, как Господь наш исцелил человека, слепого от рождения. Давайте еще раз вспомним ее.
Однажды, проходя, Иисус увидел человека, который просил милостыню и был слеп от своего рождения. Христос Сам подошел к нему, что обратило внимание учеников. Ученики спросили Его: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Среди иудеев было распространено мнение о том, что болезнь непременно связана с грехом человека. Христос ответил, что не согрешил ни он, ни его родители, но это несчастье произошло с ним для явления славы Божией. Свт. Иоанн Златоуст, обращая внимание на эти слова, замечает, что сам человек не имел возможности согрешить до рождения, чтобы уже родиться таким. Его болезнь также не является наказанием за родительские грехи. Господь просто говорит, что его болезнь является не следствием греха, а особым действием Промысла Божия о человеке. Многим покажется такое действие жестоким, но оно послужило благодеянием для самого человека, который не только исцелился физически, но и прозрел духовно.
Для совершения чуда Христос употребляет брение — землю, смешанную со слюной. Нужно себе представить человека не просто слепого, но не имевшего вовсе глаз. Так вот, по мнению Златоуста, Христос здесь явно удостоверяет, что Тот, Кто некогда сотворил из земли человека и Кто сейчас сделал из брение глаза, Тот же самый Творец и истинный Бог. Затем Господь отправляет слепого умыться в купальню. Путь туда был испытанием веры этого человека, который в таком необычном виде прошел немалое расстояние, и для других людей, которые, видя его, не могли потом возразить на явное чудо. Слепой, умывшись, действительно прозрел и люди, видевшие это, сразу подошли к нему с вопросами: как могло это произойти? Слепой по-простому, без утайки, рассказал, что человек по имени Иисус, сотворив брение, повелел ему умыться, после чего он увидел белый свет.
После вопроса, где теперь находится Иисус, люди отвели бывшего слепца к фарисеям, так как уже тогда замышляли убить Спасителя. Фарисеи спросили тоже, что и люди с улицы, слепой повторил свой рассказ. Ситуация усугубилась тем, что исцеление произошло в субботу, а это служило всегда спором между Спасителям и фарисеями. Теперь распря произошла между самими фарисеями; одни говорили, что Иисус добр, а другие говорили: нет, но обольщает народ. Хотя чудо было неслыханным, но некоторые соблазнялись тем, что оно произошло в субботу, день покоя. Тогда они поинтересовались мнением об Иисусе у самого исцеленного. Тот сказал, что Иисус, вероятно, пророк. Иудеи продолжали искать другие объяснения произошедшему, не желая слышать о чуде, и позвали родителей слепорожденного. Родители подтвердили, что это действительно их сын, но на вопрос «как же он теперь видит», они не желали отвечать и, уклоняясь от этого, посоветовали спросить его самого, указав на его совершеннолетие. Евангелист замечает, что они сделали это из-за страха перед иудеями, так как те сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
Отстав от родителей, иудеи вновь вернулись к исцеленному и говорят ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник». Они стали действовать более тонко и хитро, желая заставить поверить в столь жалкий вывод из их спора самого исцеленного. Изобличая их коварство, человек делает простой, но более очевидный вывод: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу, то есть в качестве доказательства праведности Христа выставляет вновь совершившееся на нем чудо. Не зная уже, что ответить против, в своей злобе они вновь устраивают допрос бедному человеку, желая, видимо, найти к чему придраться. Он не стал пересказывать все заново, заметив им, что уже рассказал, все, что с ним произошло, а они не слушали его. Затем спрашивает их: «Или и вы хотите сделаться Его учениками»? Это сильно задевает иудеев, и они горделиво заявляют: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики». Вновь указав на невероятное чудо в подтверждение праведности Иисуса, бывший слепец окончательно выводит из себя иудеев, и они со злобой изгоняют его. Христос находит бедного изгнанника и спрашивает: ты веруешь ли в Сына Божия? Человек спросил: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? потому, что он ещё не видел Иисуса после исцеления. Христос открывается ему и тот, кланяясь, отвечает: верую, Господи! В завершение Господь говорит поучение из всего произошедшего: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Фарисеи поняли,что слова относятся к ним, Христос при этом добавил, что если бы они действительно были слепы,то их поведение было бы простительным, но поскольку они мнят себя видящими и при этом упорствуют в своей злобе, то не будут иметь никакого извинения. Эти слова относятся к каждому из нас, потому что мы зачастую думаем о себе слишком высоко, имея знания, не употребляем их на пользу и спасение своей души, а превозносимся над другими. Постараемся не забывать об этом добром евангельским примере смиренного человека своей простотой, терпением и детской верой заслужившего в награду исцеление духовных и телесных очей. Будем также помнить о греховном примере злых и гордых фарисеев, которые, несмотря на свой ум и рассуждения, так и остались жалкими слепцами, не пожелавшими прозреть, упорствуя в гордыне и злобе. Будем просить Господа нашего, чтобы Он просветил духовные очи сердец наших, чтобы и мы, подобно исцеленному, обретя Его, искренно сказали: верую, Господи!