«Стяжи веру — и будешь счастлив» (св. прав. Иоанн Кронштадтский)
В этимологическом значении, слово «вера» является корнем-основанием для слов «уверенность», «доверие», «верность». По принципу «слово отражает жизнь» или «жизнь состоит из слов», мы находим, что вера по отношению к Богу действительно состоит из уверенности, доверия и верности Богу. Вера словно трехмерное пространство, зиждется на трех осях уверенности, доверия и верности.
Если рассмотреть эти понятия более подробно и расположить их в порядке очереди, то в своей последовательности они будут отражать глубину человеческой веры. Таким образом, пройдя эти три ступени, человек может достигнуть такой глубокой веры Богу, благодаря которой он «будет пребывать в Боге и Бог в нем» (1Ин.4:6).
- Уверенность. Вера — это уверенность в существовании Бога.
Вначале человек узнает о существовании Бога. Здесь сразу возникает одна загвоздка, состоящая в том, что невозможно ограниченным человеческий умом познать абсолютное, вечное и бесконечное. Человеческое восприятие ограничено временем и пространством, Господь не ограничен пространством и существует вне времени. Вместить бытие Бога в свой ум – это попытка объять необъятное. Уповать на то, что Бога возможно понять умом – является методологической ошибкой. Поэтому так бесконечна полемика атеиста с теистом на уровне слов. На атеистические доказательства того, что Бога нет, можно привести в ответ не меньше теистических доказательств того, что Бог есть.
Почему так происходит? Потому что люди имеют дело с абсолютным, безвременным, бесконечным. Слово всегда ограничивает, и словами описывать абсолютное и божественное очень сложно. Но почему люди все-таки разделены на верующих и не верующих в отношении Бога? На самом деле эта приверженность к той или другой стороне является следствием их личного выбора. Причем у каждого человека, помимо ума, задействованы еще другие инструменты познания мира, которые помогают человеку сделать выбор. Одним из таких инструментов, присущем человеку от природы, является способность к вере. В действительности одни люди верят в то, что Бог есть, другие верят в то, что Бога нет. В обоих случаях задействована вера.
Можно ли Бога познать на личном опыте? В жизни человек часто приходит к уверенности в существовании Бога совсем не рационально-логическим, умственным путем, а зачастую человек переживает на опыте соприкосновение с Богом, которое имеет мистический, иррационально-интуитивный, но при этом довольно ощутимый (или даже осязаемый) характер встречи. Если человек переживает этот опыт встречи с Богом, то уверенность перерастает в знание, которое уже не требует доказательств. Но объяснить этот опыт встречи человека с Богом другому человеку невозможно. Потому что это объяснение происходит словами на мысленном уровне. Таким образом у неверующего человека всегда остается только два способа познать Бога: либо поверить на слово, либо познать на собственном опыте.
В жизни происходит так, что Господь открывается людям, искренно стремящимся знать правду. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Господь открывается и тем, кто стремится к чистоте, прежде всего чистоте своего внутреннего мира и совести. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Сложилась такая поговорка: «Если человек стремится к истине – истина стремится к человеку». Господь двигается навстречу человеку и приходит в дом к тем, кто открывает Ему двери (Откр. 3:20). Все здесь зависит от проявления нашей свободной воли. Господь создал нас свободными, мы сами делаем выбор – принять Бога сознательно в свою жизнь или нет.
С верой как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1) человек может лично пережить встречу с Богом. Так появится уверенность и знание того, что Бог существует. Первым шагом на первую ступень является проявленный интерес к Богу, стремление к чистоте и истине, волеизъявление соприкоснуться с Богом, желание вступить в личные отношения.
- Доверие. Вера — это доверие Богу.
Начиная интересоваться Богом, искать и прислушиваться к Богу, человек вступает с Господом в личные взаимоотношения. На этом этапе рождается доверие Богу как своему Творцу, Господину, Отцу, Который бесконечно любит свое творение, заботится о нем и знает, что ему полезно. Человек все более устремляется к Богу, потому что переживает на своем опыте в то, что Бог есть великое Благо, Свет, Любовь, Истина. Человек начинает постепенно исполнять волю Бога, так как удостоверяется в том, что воля Господа является для человека Благом. Начинается покаяние собственных прегрешениях, человек начинает творить больше добрых. Старается очищать свою жизнь от всякой грязи, порока и наполнять свою жизнь истиной, благом. Человек выравнивает свою жизнь в соответствии с духовными законами и заповедями, старается сообразовать свою волю с волей Бога. Все более укрепляя личные отношения, человек обретает на этом этапе полное доверие Богу, и таким образом ступает на третью ступень.
- Верность. Вера — это верность Богу.
Достигая этой ступени, человек полностью вверяет всего себя Богу, он становится верен своему Творцу во всем. На этом этапе происходит синергия[1]и обожение[2]. Человек всего себя посвящает Богу. Находясь на этой ступени, он становится угодником Божьим, исполняет свое предназначение, обретает святость, к которой призван от рождения. Только на этом этапе человек может сказать о себе апостольское: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).
Послесловие.
Самая читаемая и популярная книга в мире – Библия, является откровением Бога всему человечеству. Вся эта книга говорит о вере. Господь показывает человеку самый естественный и правильный путь обретения счастья, к которому мы все стремимся. Этот естественный путь – путь веры своему Богу. Господь для человека – путь, истина и жизнь (Ин. 14:6). Только в единении с Высшим Благом — Господом возможно счастье. Нам даны для этого все инструменты, нам дана свободная воля, разум, вера, прежде всего от нас зависит – будем мы с нашим Богом или нет. Миллионы людей прошли путем веры своему Господу. Тысячи слов сказаны святыми отцами о ней. Святые люди – живой пример глубокой веры. Господь призывает каждого человека быть уверенным в Боге, доверять Богу, быть верным Богу. К этому призван каждый!
____________________
[1]. Сине́ргия — совместное усилие двух воль, человека и Бога.
[2]. Обо́жение — соединение человека с Богом, приобщении человека к Богу через действие Божественной благодати.