Жизнь христианина отличается от жизни атеиста тем, что для последнего все события его существования не имеют никакого глубокого смысла, все случайно и, самое страшное, он в этом мире предоставлен самому себе. Ему не на кого надеяться там, где бессильны помочь люди. За его спиной никого нет, он практически один. Для христианина же, жизнь является цепочкой удивительных и промыслительных событий, встреч, испытаний и утешений. Все имеет свой смысл, а самое главное то, что он не одинок на этой земле. Даже когда он оставлен всеми он знает, что есть Тот, кто не оставит и не забудет о нем никогда (ср. Ис.49:15). Настоящего христианина не может ничего на этом свете сломить или испугать. Ничто не может разлучить его от любви Божией (ср. Рим.8:35-39). В какие бы трудные жизненные обстоятельства он ни попал, какие бы проблемы или угрозы ни встали перед ним, он знает, что Бог всегда рядом, у Него все под контролем, а все остальное лишь временные испытания. Бог похож на мать, которая учит ходить своего ребенка, и иногда приотпускает его, отходя в сторону, но находясь всегда рядом.
Известно, что счастье человека не зависит от каких-либо внешних причин или обстоятельств, а от его внутреннего взгляда на свою жизнь. Вечный ворчун или завистник никогда не будет счастлив, какова бы ни была его внешняя жизнь. Все проще, счастье внутри тебя, нужно только правильно взглянуть на жизнь и научиться искренне благодарить и быть довольным всем, что имеешь. Восхищаешься святыми людьми, которые как-то умели это делать и они становились от этого непобедимыми. Для них все имело смысл, потому что они верили, что Бог рядом и Он сделает так, что любая ситуация закончится лучше любого человеческого предположения.
Самое страшное, что может произойти с человеком с мирской точки зрения, это быть униженным и умереть. Поэтому мир так отчаянно цепляется за эту земную жизнь, стремится максимально комфортно ее обустроить и оттянуть страшный момент как можно дальше. Иное дело с подлинными христианами. Как можно было повредить человеку с таким внутренним настроем, как у святителя Иоанна Златоуста, отправлявшегося в несправедливое изгнание:«Если изгонят меня, я уподоблюсь Илии; если бросят в грязь, — Иеремии; если в море, — пророку Ионе; если в ров, — Даниилу; если побьют камнями, — Стефану; если обезглавят, — Иоанну Предтече; если будут бить палками, — Павлу; если распилят пилою, — Исайе; и о, если бы пилою деревянною, чтобы мне насладиться любовью ко кресту!» Да ему просто невозможно причинить вред! На его месте многие из нас бы уже роптали и впали в отчаяние, а его это радовало.
Даже если отвергать истинность христианской веры, подлинность апостольской проповеди, все равно невозможно отрицать, что она дала человечеству такой стимул и отношение к страданию и смерти, какой не дала ни одна религия или философия. У страданий и смерти появился глубокий смысл, который способен мотивировать миллионы людей и восхищать их врагов. По слову одного богослова, человек способен вынести любую боль только при двух условиях: ее конечность и присутствие смысла. Адская мука страшна отсутствием обоих условий.
Подобное отношение к мучениям и смерти поражало и заставляло обращаться в христианство язычников, которые видели, как древние мученики смело шли умирать за имя Иисуса Христа. Многим покажется такая смерть глупой, а увещание родителями маленьких детей к верности Христу до смерти, да еще и радостью при виде их стойкости во время пыток, просто чудовищным и безумным. Но если мы действительно верим, что весь смысл этой жизни в последней встрече со Христом, то почему нужно откладывать такую уникальную возможность прямой дороги к Нему в Царство Небесное? К чему жить здесь дальше, если все мы однажды все равно умрем, а более высокого, благородного и спасительного ухода из этой жизни у нас может не быть? Конечно, для меня, как и для любого человека, естественно хвататься за эту жизнь, не хочется расставаться с близкими, с большими планами на будущее, но если все это временно и однажды закончится (с этим, я думаю, согласится любой атеист), то наверное, те люди, которые мужественно вытерпели все невзгоды и даже сподобились умереть за Христа, находятся сейчас в более выгодном и счастливом положении, чем любой из нас. Сейчас в мире, как и в древние времена, ежедневно насильственно умирают христиане и, кто бы что ни говорил об их потерянном счастливом будущем на земле, я верю, что им сейчас лучше, чем кому бы то ни было из живущих, какая бы интересная и изобильная жизнь у них не была.
Раньше умирать было действительно страшно, люди Ветхого Завета уходили в полную неизвестность (понятен в этом плане пессимизм Давида и Екклесиаста), но сейчас кое-что изменилось. Мы мало что знаем о загробной жизни, одно нам известно точно: ждать нас там будет Господь наш Иисус Христос, Который уже однажды прошел через этот страшный опыт любого человека и победил смерть. Да, мы до времени продолжаем умирать, но теперь не бессмысленно, в надежде на то, что однажды воскреснем, как и Он. Поэтому настоящий христианин вместе с великим апостолом Павлом может повторить: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп.1:21).