Святой Иоанн был самым молодым из двенадцати учеников Спасителя, был братом Иакова Зеведеева. Господь особенно любил его и принял его в самый тесный круг ближайших учеников, наряду с Петром и Иаковом, Которым Он открывал то, что не считал нужным показывать остальным. Иоанн был свидетелем чудесного воскрешения дочери Иаира, сделался участником двух великих тайн — божественного славного Преображения и великого Гефсиманского борения Богочеловека.
Он, единственный из учеников, не оставил своего Учителя до самой смерти, стоя у креста вместе с Матерью Божией. Наконец, после воскресения Христова, когда ученики ещё находились в состоянии угнетенности и неверия, после сообщения жен-мироносиц о видении на гробе ангелов, сам побежал туда вместе с Петром и, как говорится в Евангелии, увидев только пустые пелены, уверовал, что Божественный Учитель воскрес (Ин. 20:8). Именно о нем Воскресший Спаситель сказал Петру загадочные слова, которые привели в недоумение учеников: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Ин. 21:22). Ему же Господь, уже после Своего Вознесения, открыл великие тайны будущей судьбы мира, когда Иоанн был в ссылке на о. Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1:8). Великий апостол, единственный из двенадцати, умер своей смертью в глубокой старости. По церковному преданию (ср. Откр. 10:11), ему предстоит ещё раз вернуться на эту землю, чтобы вновь пророчествовать, противостоять антихристу и претерпеть от него мученическую кончину.
Некоторых людей нам особенно трудно полюбить, они могут быть для нас непереносимы. Но любовь и симпатия — это не одно и то же; поэтому, вместо того, чтобы пытаться сделать так, чтобы человек нам понравился, нужно поступать по отношению к нему так, как будто мы уже любим его. И это действительно помогает.
Иоанн Богослов называется апостолом любви. Его послания пронизаны идеей подлинной любви Бога к нам и любви человека к Своему Творцу и ближнему. Именно у него в послании, впервые в Писании, прямо раскрывается великая тайна о том, что Бог Сам есть Любовь (1Ин. 4:16). Он не просто всемогущий Творец, не просто Судья, пусть даже справедливый и милосердный. Христианский Бог выше всех этих понятий, Он Сам есть Воплощенная Любовь. Все, что совершил для нас Бог в лице Иисуса Христа, является свидетельством этой великой и беспредельной любви. Апостол объясняет, что эта любовь проявилась не в том, что мы возлюбили Бога, но в том, что Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин. 4:10). Бог сам сделал шаг навстречу заблудшему человеку, больному грехом, Сам нашёл его и исцелил. Христос, сказав о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13), Сам в полной мере исполнил их в своей жизни. Если бы Он Сам не был Богом, то не мог бы произнести эти слова. Вдумаемся: нет больше той любви… Если Бог, Который Сам является совершенной любовью, не способен подняться на уровень такой любви, чтобы положить Свою жизнь за человека, то как Он может требовать такого жертвенного предела от людей и называть это высшим проявлением любви? Но Он имеет на это полное право, потому что Богочеловек Христос показал нам такой пример в Своей жизни.
Апостол Иоанн тесно связывает два вида любви человека — по отношению к Богу и по отношению к ближнему. Любить Бога можно, соблюдая Его заповеди. Кажется, что их много, но как говорит апостол Павел: весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал. 5:14). Все, что мы делаем для ближнего, Христос принимает на Свой счет. Именно поэтому Иоанн Богослов пишет о том, что человек, который говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин. 4:20). Мы учимся любить Бога через окружающих нас людей. Невозможно придти к Богу, перешагнув через человека. Каким именно образом проявлять эту любовь, каждый должен определить сам, потому что деятельная любовь многообразна. Научиться этому весьма непросто, на первых порах придётся заставлять себя. От нас требуется для начала желание и усердие. Некоторых людей нам особенно трудно полюбить, они могут быть для нас непереносимы. Но любовь и симпатия — это не одно и то же, поэтому, вместо того, чтобы пытаться сделать так, чтобы человек нам понравился, нужно поступать по отношению к нему так, как будто мы уже любим его. И это действительно помогает.
Апостол Иоанн смог в своей жизни воплотить этот идеал любви к Богу и ближнему. До конца своей жизни, уже будучи стариком, лёжа на смертном одре, он не уставал повторять единственную фразу: «Детки, любите друг друга!» Будем же и мы просить великого апостола о том, чтобы он помог нам научиться этому великому делу, ибо кто любит брата своего, тот перешёл из смерти в жизнь, а кто не любит, находится в состоянии смерти (ср. 1Ин. 3:14).