6 непопулярных положений православного вероучения

01 октября, 2018 Православие Комментарии : 0
Читали : 3 637

Недопустимо ограничивать согласие в вере узким кругом необходимых истин, чтобы за их пределами допустить «свободу в сомнительном». Неприемлема сама установка на толерантность к разномыслиям в вере.
(Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, 2.10. Документ утвержден Архиерейским собором 2000 года).

К сожалению, православные христиане, как никогда, теперь отступают от чистоты нашей православной веры. За отступление от этой веры хотя бы на одну йоту мы сразу делаемся игралищем бесов, становимся совершенно беспомощными для борьбы со злом и всякими несчастьями. И это понятно, ибо тогда благодать Божия отходит от нас. И хотя бы Св. Церковь видимо не отлучала нас за это отступление, мы невидимою Божественною силою отсекаемся от общения с Богом во исполнение апостольских слов: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1:8) (свт. Серафим Богучарский).

  1. Понимание Бога Библии одновременно как Любви и Правосудия.

Узнав, что Бог Библии открылся человечеству как Любовь, что несомненно отличает библейское учение от прочих представлений о Боге, некоторые христиане посчитали, что этим именем исчерпываются божественные свойства и якобы это несовместимо с воззрением на Творца как на абсолютную Справедливость. Между тем, согласно учению Церкви, эти свойства одинаково приличествуют Богу, Который «есть Дух <…> Всеблагой <…>, Всеправедный» (Пространный Катехизис, часть вторая, о первом члене Символа веры*) и «воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Отрицание этого является хулением Бога, и держащиеся его предаются Церковью анафеме в Неделю Православия (см. 2-й анафематизм). Иллюстрацией полной совместимости этих божественных атрибутов является крестная смерть Иисуса Христа.

  1. Неприемлемость эволюционизма.

С ростом популярности эволюционной теории многие православные христиане посчитали возможным совместить библейское учение и воззрения современной науки на зарождение и развитие жизни на Земле. При этом говорят, что догматом является лишь то, что Бог участвовал в создании мира и жизни, а остальные детали не принципиальны для веры; но знакомство с догматическим учением Церкви показывает, что это не так. Церковь исповедует, что Бог, создавший мир в шесть дней, сотворил «видимые твари <…> не такими, какими видим их ныне. При сотворении все было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно» (Пространный Катехизис, часть вторая, о первом члене Символа веры). Первый человек был сотворен из праха земного и одушевлён божественным дыханием. Его жена сотворена из ребра своего мужа, «чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом и чтобы поэтому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга» (Там же). Вообще описанная в первых главах Бытия история произошла реально, и её неприемлемо рассматривать только как метафору. Некоторые могут возразить, что «теистический эволюционизм» не осужден соборно и распространен повсеместно, однако для православных христиан, считающих своим долгом неукоснительно следовать догматическому учению Церкви, вывод очевиден: будьте бдительны, эволюционное учение несовместимо с православной догматикой.

  1. Наследование первородного греха.

Событие грехопадения прародителей повлекло за собой самые неприятные последствия для них и всего человечества. Это выразилось как в бедствиях, «которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть» (Послание восточн. патриарх. о правосл. вере, чл. 6**), так и в наследовании каждым рожденным на свет первородного греха, так что «как от зараженного источника течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» (Пространный Катехизис, часть вторая, о третьем члене Символа веры). В силу этого любой человек уже приходит в этот мир виновным «чадом гнева» (Еф. 2:3), обреченным на временную смерть и вечные мучения в аду. Осознание всего ужаса этого положения делает особенно радостной весть о спасении человека Богом через Иисуса Христа.

  1. Искупительная жертва Иисуса Христа как исполнение Божественного Правосудия.

Искупительная смерть Сына Божия произошла по требованию божественного правосудия и вместе с тем — в силу бесконечной божественной любви к человеческому роду. Невиновный Праведник умирает вместо преступного человечества, принеся Себя в искупительную жертву Богу.  «Поэтому как через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью» (Пространный Катехизис, часть вторая, о четвёртом члене Символа веры).

  1. Невозможность спасения вне Церкви.

Для того, чтобы обрести спасение, каждому человеку необходимо усвоить плоды искупительной жертвы Христовой. Одним из необходимых способов этого усвоения является участие в таинствах, установленных в Церкви Самим Господом (Православное Исповедание***, часть первая, вопр. 99). Крещение и принадлежность к истинной Кафолической Церкви являются необходимыми условиями обретения вечного спасения для любого жителя нашей планеты независимо от его возраста (Послание восточн. патриарх. о правосл. вере, чл. 16; Православное Исповедание, часть первая, вопр. 102; Пространный Катехизис, часть вторая, о девятом члене Символа веры).

  1. Бесконечность мучений грешников.

Несмотря на ясные слова Христа о вечном воздаянии праведникам и грешникам (Мф. 25:46; Мк. 9:43-44), среди православных христиан находятся люди, перетолковывающие их и отрицающие их буквальное понимание. Церковь Христова, обладающая исключительной привилегией непогрешимого толкования Слова Божия, свидетельствует: «каждый, по делам своим, получит совершенное и вечное воздаяние» а люди, умирающие в гневе Божием, « после последнего суда <…> будут вечно мучиться, одни более, другие менее» (Православное Исповедание, часть первая, вопр. 60, 63).

 

Источники православного вероучения:

* «Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» – официальное вероизложение Русской Православной Церкви.

** «Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере» (1723 г.) – вероучительный документ, имеющий общеправославное признание, одна из символических книг Православной Церкви. В своей основе имеет изложение православной веры, утвержденное Иерусалимским собором 1672 г. Впоследствии Святейший Синод Русской Церкви также принял и одобрил его.

*** «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» – вероучительный документ, имеющий общеправославное признание, одна из символических книг Православной Церкви. Принят Соборами Киевским (1640 г.) и Ясским (1643 г.), а затем одобрен всеми четырьмя восточными патриархами. Для Русской Церкви он одобрен и утвержден патриархами Иоакимом (в 1685 г.) и Адрианом (в 1696 г.) и затем Святейшим Синодом.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (6 оценок, среднее: 6,17 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0
Магистр богословия, религиовед.
Комментарии: 5Публикации: 58Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .