Введение
Ещё со школы история для многих кажется нагромождением дат, фамилий и несвязанных событий. При этом ученикам решительно непонятно, для чего всё это нужно лично им в начале 21 века. Тоже касается и церковной истории – с одной стороны, жития святых и учителей, с другой – соборы, расколы, ереси. В итоге, голова идёт кругом – и снова тот же вопрос «а зачем это всё знать»? Можно задать вопрос – как это всё поможет в спасении? Но без точного понимания, во что он верит, человек может попасть в ситуации, когда он не может дать достойного ответа на вопросы атеистов, сектантов или даже просто своих друзей, далёких от Церкви. Да и на свои собственные. И несть числа тем, кто борется за Православие, не понимая, что Церковь пора спасать от них самих.
В данном цикле бесед мы изучаем именно историю Церкви. Это частный раздел общей истории. Но существенная разница в том, что некоторые вещи мы вполне можем объяснить действием Бога. Во второй главе книги Деяний мы читаем о том, что на пятидесятый день после иудейской Пасхи на апостолов сошёл Святой Дух, они стали говорить иными языками и проповедовать людям, собравшимся на праздник. С этого начинается традиционное преподавание этого предмета.
Но возникают важные вопросы – а зачем Бог создаёт Церковь? Что вообще такое Церковь? Что значит быть членом Церкви? Можно ли от Неё отпасть и возможно ли вернуться? Эти и другие вопросы выходят за рамки, собственно, церковной истории, но для тех, кто не читает большое количество богословской литературы и не учится в соответствующих учебных заведениях, всё это бывает непонятно. Но можно согласиться, что это животрепещущие вопросы для православного христианина. Поэтому ответы на них надо начинать искать не в книге Деяний, и даже не в Евангелии, а в книге Бытия и далее, в Ветхом завете. Священная история важна для понимания истории церковной, а без знания Ветхого Завета хотя бы в общем виде затруднительно по-настоящему понять Новый. Без знания Библии на каком-то базовом уровне, хотя бы в кратком изложении из «Закона Божия» прот. Серафима Слободского, подступаться к церковной истории довольно тяжело. Отрывки из Библии мы слышим в храме, на неё ссылались святые отцы и еретики, корни разногласий основных религиозных конфессий тоже можно разобрать при её изучении. В данной беседе мы лишь вкратце затронем некоторые ключевые моменты.
Творение человека
Итак, в книге Бытия мы читаем о том, что Бог создал мир. Появляется человек и начинается то, что мы называем «историей». Затем Бог насадил в Эдеме на востоке сад, повелел человеку этот возделывать – по толкованию святых отцов, всю землю, весь мир. Человеку поручается называть животных. Не смотря на то, что человек появился позднее, в этом акте он проявлен высшим существом. Ведь дать имя – право старшего над младшим. Но, как сказано в Быт. 2:20 «для человека не нашлось помощника, подобного ему». И вот человеку дана жена – помощница.
Древо познания добра и зла – заповедь о посте
В Эдеме Бог насадил множество деревьев и среди них – древо познания добра и зла. От всех деревьев сказано человеку вкушать, но не от этого. Ефрем Сирин в своём толковании на книгу Бытия полагает, что этот запрет был заповедью, постом. «А воспретив вкушать плоды одного древа, чтобы они находились под заповедью, Бог отдал им весь рай, — да не будут принуждены к преступлению закона недостатком в пище».
Катастрофа
В третьей главе происходит страшное. Хитрый змей искушает Еву попробовать плод с Древа познания Добра и Зла. Ева ест сама и приносит Адаму. Они внезапно понимают, что наги.
Далее происходит диалог между Богом и Адамом. Бог ищет Адама, хотя по всеведению своему Он уже всё знает. Адам отвечает, что он наг, а на вопрос о плодах запретного древа говорит, что он ел, но дала ему их жена, которую дал Бог. Жена отвечает, что её обольстил змей, и потому она ела.
Проблема была не в самих плодах – святые отцы, тот же Ефрем Сирин считают, что плоды эти были предназначены для человека, но нужно было и определённое упражнение в посте. Вопрос был в том, что люди не восхотели принести покаяние. Из гордыни они вкусили плоды запретного древа, возжелав стать как боги без Бога. И дабы не стать им в своей злобной гордыни ещё и бессмертными, Господь выслал их из рая, отделив от древа жизни, и дав для исправления суровую жизнь на земле. Хлеб теперь требовалось добывать трудом (вряд ли соизмеримым с возделыванием райского сада до грехопадения), а рожать женщине предстояло в муках. Сама же земля оказалась проклята, так как повелители её оказались не способны быть её достойными царями. На человеке был завязан материальный мир, и человек стал причиной катастрофы.
Понимание грехопадения и искупления – один из самых важных моментов, не в последнюю очередь, отделяющих православное вероучение от католического и протестантского. Но к этому мы ещё вернёмся в следующих беседах.
Надежда
Мы знаем, что Господь не оставляет человека. Человек пал, но есть надежда. Змею Бог сказал «семя жены сотрёт тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту». Родится Спаситель в роду людей и победит сатану. Вместе с тем под семенем жены толкователи понимают и Церковь, которую до скончания века будет искушать падший ангел.
Благословение
Адам и Ева поселились вне Эдема, их потомки населили землю. Пропустим целый ряд поколений и событий. В 11 главе лишь обратим внимание на смешение языков – ведь того все люди говорили на одном наречии. И вскоре мы встречаемся с Авраамом. Он праведный человек, и Господь говорит с ним лично. После многих странствий у Авраама и изначально неплодной жены Сары рождается сын Исаак. В 22 главе Господь испытывает Авраама – велит принести в жертву любимого сына. Авраам соглашается, и Ангел Господень вмешивается в ситуацию, останавливает руку и вновь возвещает благословения на потомков Авраама, послушного Богу. Конечно же, это один из прообразов искупительной жертвы Христа, как единородного сына Божия, но также это видимый знак благоволения Бога, данный этому народу.
Почему евреи?
Очень часто в соц. сетях и на форумах некоторые люди задают вопрос – зачем нам нужна еврейская вера? И действительно – мы живём в России, но почему-то в наших храмах звучат слова «и отцов наших – Авраама и Исаака и Иакова», псалмы с упоминанием Израиля. Если к вопросу подойти серьёзно, то, вооружившись Писанием, на этот вопрос можно ответить достаточно просто.
Нет, будущий иудейский народ не был лучше, умнее, знатнее всех остальных. Господь избрал себе людей, чтоб среди множества племён воспитать тех, кто примет Спасителя, и будет проповедовать его по всей земле. Но как мы видим в дальнейшем, избранники всё время смотрят на сторону, поклоняясь твари вместо Творца.
В повествовании об Аврааме можно заметить, что вступление в народ Божий мужчинам передавалось не по праву рождения. В какой-то момент Бог повелел ему обрезываться самому, обрезать всех своих домочадцев, слуг и даже купленных рабов (в том числе иноплеменников). Далее в книге Бытия можно увидеть, что и среди них были люди, веровавшие в Единого Бога.
Чечевичная похлёбка и отказ от Царства.
Стоит вспомнить ещё один замечательный момент. У Исаака было двое сыновей – старший Исав и младший Иаков. В 25 главе книги Бытия мы читаем, что когда браться выросли, Исав – любимец отца, стал искусным охотником, а Иаков – любимец матери Ревекки, проводил время в шатрах. Однажды Исав пришёл уставший, потребовал у брата еду, в обмен Иаков запросил первородство. Исав долго не думал – «я умираю, что мне в этом первородстве». Помимо очевидного момента продажи духовных даров за бесценок, мы видим прообраз очень важного момента. Первородным народом Божиим был народ Израиля. Им было дано право встретить Христа и быть Его вестником. Но к моменту рождения Христа, они ожидали земного царя и земной власти. И не получив ожидаемого, с радостью предали Господа распятию. Но дар не исчез, а был воспринят Новым народом Божиим, которых впоследствии стали называть христианами. Часть из них были иудеями, но всё более и более в нём было бывших язычников из самых разных народов.
Закон суров, но это Закон?
Вернёмся к Ветхому Завету и откроем книгу Исход. Для того, чтоб удерживать народ в послушании и подчинению Закону, не допускать их отпадения в язычество, Господь дал своему народу через пророка Моисея десять заповедей и Закон. Именно этот нравственный Закон, по современным представлениям весьма жёсткий и даже жестокий, становится камнем преткновения между Христом и фарисеями. Апостол Павел называл Закон детоводителем ко Христу (по-гречески «педагогос»). Но всегда ли нужен педагог? Господь пришёл не нарушить закон, а исполнить его – то есть выполнить и наполнить новым смыслом. Жёсткость Закона может быть непонятна и неприемлема, если не знать, что мир вокруг был намного хуже. А Закон стал ещё и стеной между народом Божиим язычником. Например, требование «глаз за глаз, око за око» в 21 главе книги Исход становится понятным, если знать, что за оскорбление одним представителем племени соседи часто вырезали всех. Прощать врагов люди ещё не научились. Господь учит людей соизмерять нанесённую обиду и возмездие за неё.
Бесконечное повторение
Весь последующий Ветхий Завет – это история избранного (не по своим заслугам) народа. Иудеи отходили от Бога, начинали предаваться языческим мерзостям и идолопоклонству. Господь попускал всяческие лишения – например, завоевания и депортацию, а затем посылал пророков призвать народ к покаянию. Вскоре народ взывал к Богу, и получали они спасение от бедствий. Такой сценарий повторялся неоднократно, но, в конце концов, зачерствевшие люди – слепые, ведомые слепыми вождями (так называл Христос фарисеев и учителей Закона), отвергли и своего Творца. Обо всём этом Христос заблаговременно говорит в притче о неверных виноградарях. Те убили и посланных слуг, и сына Хозяина, дабы присвоить себе плоды и сам сад. Благодаря знанию Ветхого Завета и этой притче мы можем понять, почему Господь избирает новый народ Божий, новый Израиль, из некоторого количества верных иудеев (преимущественно простых и не книжных, хотя были и исключения), а также через проповедь апостолов призывает языческие народы.
На этом вводную часть можно завершить и перейти непосредственно к рассказу о новозаветной Церкви.