Несколько дней назад в одном из посвященных богословию и истории Церкви сообществ в сети был опубликован материал, в котором доказывалось (несколько странным образом), будто халкидониты обязаны считать ипостась Христа «только Божественной». Мы бы хотели указать на примеры святоотеческого словоупотребления, говорящие о том, что в действительности ипостась воплощенного Слова уместно называть «Богочеловеческой».
I. Свт. Лев Великий, папа Римский:
«Это удивительное Рождество от Святой Девы произвело на свет одно лицо, истинно человеческое и истинно Божественное (vere humanam vereque divinam unam personam), ибо обе сущности (utraque substantia) сохраняли свои свойства не так, чтобы между ними могло возникнуть различие лиц; и тварь была не так воспринята в общность со своим Создателем, чтобы Он был обитателем, а она — обиталищем; но так, что природы сплелись друг с другом. И хотя воспринятая — одна, а воспринявшая — другая, тем не менее, разность их сошлась в такое единство, что Сын остается Одним и Тем же, хотя и называет Себя и меньшим Отца, поскольку является истинным человеком (Ин. 14:28), и равным Отцу, поскольку является истинным Богом (Ин. 10:30)». [1]
2. Прп. Иоанн Дамаскин:
a. «Итак, Слово стало плотью, не превратившись естеством и не в воображаемом домостроительстве, но, будучи одной ипостасью из ипостасей Божества, стало также одной из ипостасей человечества (μία τῶν τῆς ἀνθρωπότητος ὑποστάσεων), осуществив в своей ипостаси одушевленную разумной и мыслящей душою плоть от неискусобрачной Девы и явившись ипостасью для этой плоти» [2].
b. «Отсюда Христос — Бог и Человек, безначальный и имеющий начало, одна и та же ипостась, видимая и невидимая, тварная и несотворенная, ограниченная и безграничная, страдательная и бесстрастная, Сын Божий и Сын Девы, то есть Сын Человеческий, без матери от Отца, без отца от Матери, предвечный и новый, неизобразимый и в образе раба и облике человеческом, прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:3). Все это составляет и отличает ипостась Христа Бога, и Он именуется по всем вместе и по каждому в отдельности [из этих свойств]» [3].
3. Монах Никита Сеид (XII в.):
«Одной и той же Богомужной ипостаси (θεανδρικῆς ὑποστάσεως) принадлежат и чудеса, и страдания, по известному образу раскаленного во огне меча. Ибо она действует и Божественно, и человечески» [4].
4. Диакон Иоанн Ставракий (XII-XIII вв.); речь прпмц. Феодосии Константинопольской из ее Мученичества:
«Итак, если ты, царь, смертный и с каждым днем, словно плащ, ветшающий, сегодня живой, а завтра — уже отшедший, тем не менее желаешь, чтобы к твоему изображению относились с почтением и чтили его как царский образ, разве не куда более надлежит чтить, величать и лобызать Божественное изображение Богомужной ипостаси (θεανδρικῆς ὑποστάσεως) предвечного Бога Слова, ради нас сделавшегося временным человеком, чтобы обожить человека?» [5]
5. Свт. Григорий Палама:
a. «Потому что предвечное, непостижимое, вседержительное Слово, рождается ныне по плоти в пещере как бесприютный и бездомный Младенец, не имеющий над головою крова; в яслех полагается, так что и глаза видят Его, и руки осязают, и ткань пеленает Его. Не умная сущность, прежде не существовавшая, вошла в творение; не [одна] плоть [временно] получила бытие, чтобы вскоре исчезнуть; не сочетались между собой [одни лишь] плоть и ум, чтобы составить одно разумное живое существо; но Бог и плоть через посредство ума человеческого без смешения соединились в бытие единой Богомужной ипостаси (μιᾶς θεανδρικῆς ὑποστάσεως ὕπαρξιν)» [6].
b. «После долгого срока было обретено вместилище, пригодное для сего Божественного усыновления и благодати, которое, наконец, послужит Божьей воле; явился сосуд, достойный ипостасного единения Божественного и человеческого естеств, не только высоко поставивший наше естество, но и весь род этого естества исправляющий. Это и была Дева — Богоотроковица и Богоматерь; почему и назвал Ее архангел Гавриил «Благодатной» как воистину избранную из избранных и Сосуд безупречный, нескверный и достойный вместить Богомужную ипостась (θεανδρικῆς ὑποστάσεως) и содействовать ей» [7].
6. Прп. Иустин (Попович):
«Богочеловек так исключительно нов и единствен, что в действительности Истина — через Него произошла (Ин. 1:17) и через Него осталась в нашем человеческом мире. Все, что до Него и без Него, не может заключать в себе Истины, ибо только Богочеловеческая Ипостась есть Истина: “Я есмь истина” (Ин. 14:6), и нет для человека Истины, кроме Богочеловека, ибо нет человека без Богочеловека» [8].
____________________________
[1] Leo Magnus. Sermo in Nativitatem. 3.1 // PL. 54. Col. 200
[2] Прп. Иоанн Дамаскин. Слово против несториан, 2 // Творения. М., 1997. С. 120
[3] Прп. Иоанн Дамаскин. О свойствах двух природ во едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях, и одной ипостаси, 2 // Творения. М., 1997. С. 83
[4] Nicetas Seides. Oratio contra Eustratium Nicaeensem, 48 // Ἐπιστημονικὴ Ἐπετηρὶς Θεολογικῆς Σχολῆς. 1976. Т. 19. Σ. 35-82
[5] Kotzabassi S. Das hagiographische Dossier der heiligen Theodosia von Konstantinopel // Byzantinisches Archiv. 2009. Bd. 21. S. 84-98.
[6] Γρηγόριος Παλαμάς, ἅγ. Ὁμιλία 58.2 // Ἅπαντα τά Ἔργα. T. 11. Σ. 456
[7] Γρηγόριος Παλαμάς, ἅγ. Ὁμιλία 57.3 // Ἅπαντα τά Ἔργα. T. 11. Σ. 428
[8] Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм, 2.6.5. М., 2005. С. 187