Услыши мя, Господи, в правде Твоей!

07 апреля, 2018 Библия Комментарии : 0
Читали : 3 146

Господи, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс 142:1–2) – всякому, кто внимал молитве на шестопсалмии, знакомы эти слова, которые непрестанно обращают на себя внимание и втягивают в размышления о том, почему перед Богом никто не в состоянии оправдаться. И при всем том: по какой причине Господь должен услышать человека в Своей правде и потому не входить в суд с ним? Что за правда? Ответ усматривается в том событии, которое Церковь воспоминала в день Великой Пятницы, а заключается в Кресте нашего Искупителя – Иисуса Христа.

«Какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16:26). Никакой. Весь опыт человеческой жизни на земле дает отчетливое представление, что человек без Бога немощен, неважен; он слуга своих амбиций, которые не отличаются благородством или праведностью, а проще говоря – человек является рабом греха. Нет дела у человека, к которому бы не примешивалось зло, а во всяком зле главой всему стоит гордыня: «начало греха – гордость» (Сир 10:15). Гордыня низвела человека в трагическое состояние, ослепила его высокомерием и самолюбием, сделала покорным чувственным удовольствиям, организовала основополагающий принцип жизни всех людей, когда-либо появлявшихся на свет после грехопадения прародителей, который заключается в господстве греха. По этой причине человек появляется на свет в греховном состоянии, надломленным, испорченным, склонным ко злу: «мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов» (Еф 2:3). Вектор сил души нарушился: человек стал ложно умствовать, воображение исказилось, память ослабла, воля приобрела усердие более к страстям, нежели к добродетелям. И все это на фоне того, для чего, собственно, Бог сотворил этот мир и человека.

Бог даровал человеку способность возрастать в духе, выражать любовь к своему Творцу в делах своих, утверждаться в святости, быть праведным перед Богом: «Бог сотворил человека правым» (Еккл 7:29), но неразумная ошибка превратила человека в страдальца и глупца, неспособного ни жить духом, ни питать чистой любви к чему-то ни было, ни освящаться благодатью Божией, ни состоять в праведности перед очами Божьими: «все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 52:4). В силу закона греха сыны человеческие уже более не могли сами собой оправдаться перед Богом, потому что не имели ничего в себе из того, что могло бы спасти их, ввести в небесные чертоги и избавить от необходимости после смерти быть наследником единой скорбной вотчины для всякой души – ада: «отойду, – говорит святой Иов, – и уже не возвращусь, в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10:21–22). Поэтому псалмопевец не без основания и утвердительно возглашает, взывая к Господу, что не оправдается перед Ним никто из живущих, а Сам Христос уже в Евангелии подтверждает эту истину, что нет у души никакого выкупа, который она могла бы дать за себя и быть свободна.

Итак, человек оказался грешен, а Бог всегда праведен: «праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс 118:137). В чем заключалась Его правда после грехопадения? В том, что согрешивший и закрепивший свою волю во зле человеческий род в наказание лишился света божественной благодати и подобающим образом был облачен в тление и последующую за тлением смерть. Смерть стала естественным следствием закона греха. Человек, недостойный Рая, не мог уже питаться от плодов благой Жизни по суду Божию: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт 3:22–23). «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:19) – как бы Бог мог услышать человека в такой правде и избавить его от суда? Но что же понуждает нас к дерзновению, несмотря на неспособность нашего личного оправдания пред Богом, обращаться к Нему с просьбой о избежании суда?

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис 53:6–7). Достойно трепета данное пророчество Исайи, указующуее на провозвещенного великого Агнца. О Спасителе как об Агнце прямо сказал св. Иоанн Предтеча, увидя идущего к нему Богочеловека: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Если кровь ветхозаветного невинного агнца (Исх 12) спасла от египетского плена израильский народ, не имевший в себе никаких сил и прав для спасения, то кровь новозаветного божественного Агнца-Христа, невинного и безгрешного, искупила от вины и наказания, избавила от грехов, освободила от владычества смерти. Если в случае искупления Израиля был промыслительно преподан исторический прообраз, то уже в случае искупления всего человечества на Голгофе явлена подлинная реальность, предопределенная Богом из вечности, то есть прежде бытия мира: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» (1Пет 1:18–20). Что не мог исполнить человек для своего спасения, то исполнил Богочеловек. Милость искупления совершил Бог не ради Себя, а ради нас, которые ради Него не устояли в добре, но предпочли зло ради себя.

Только во Христе человек оправдывается перед Богом, и не дано иного средства: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12). Господь Иисус Христос явил Собою в мире новую правду: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал 3:13). Слышит нас Бог-Отец именно в этой правде, которую Сам показал по отношению к нам, что «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Эта правда избавляет верующего от суда, о чем свидетельствует лично Спаситель: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24). И вера в эту правду позволяет ищущему спасения от греха и смерти промолвить: «Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый».

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 6 лет

Дмитрий Водовозов

Аватар 0
Православный христианин. Студент богословского отделения магистратуры СПБДАиС.
Комментарии: 1Публикации: 6Регистрация: 28-02-2018

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .