Сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт.6:13).
Подобные утверждения обычно высказывают люди, мало знакомые с христианским учением и имеющие довольно карикатурные представления о Боге и человеке. В данном высказывании видно сразу несколько ошибочных представлений.
1. Свобода воли означает ее произвольное употребление, в каких угодно целях. При этом, любые действия совершенные человеком не предполагают ответственности и возмездия (ведь Бог есть Любовь).
2. Бог мстит грешникам, страшно разгневанный их поведением. Более того, это доставляет Ему удовольствие.
Чтобы показать нелепость подобных мыслей, следует разобрать каждое по порядку.
1. В христианском понимании, свобода не предполагает ее безответственного использования и не является синонимом вседозволенности. В любом человеческом обществе существуют законы, ограничивающие проявления дурных поступков и предполагающие наказание за преступление. Возмездие за злодеяния это совершенно нормальная функция человеческого правосудия, можно ли отказывать в этом праве Высшей Правде? Законы, данные Богом человечеству, подлежат столь же неукоснительному исполнению, как и законы государства.
Бог даёт законы, но Он же предупреждает об ответственности за их нарушение. Человек заранее предупрежден о последствиях, но решение об исполнении законов не навязывается человеку, а остаётся делом его свободного решения. Ошибка здесь ещё и в том, что люди часто путают свободу воли и произвол. Если преступник выбирает творить зло, это вовсе не означает, что государство примет его позицию наравне с законопослушными гражданами. Это значит лишь то, что он добровольно, без внешнего принуждения выбрал зло, за которое ему придётся ответить.
2. Что касается понятия «гнева Божия», то его не следует понимать в смысле человеческой эмоциональной реакции. По слову Августина Блаженного, «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех». Будучи абсолютно праведным, Бог не может закрывать глаза на происходящее зло и оставлять его ненаказанным. При этом неправильно думать, будто Бог наказывает по личной обиде и, тем более, в силу каких-то садистских наклонностей, как часто говорят атеисты. Возмездие за зло со стороны Бога показывает, что Он серьезно относится к своему творению и наделил его выбором с реальными последствиями.
Но мы так и не ответили на вопрос почему Бог затопил бедных допотопных жителей? Здесь есть три принципиальных момента.
1. Бог есть любовь и поэтому все совершаемые Им действия диктуются благими намерениями, а не злобной мстительностью. Попуская человеку трудности и даже смерть, Бог как ни странно это звучит, не губит его, а спасает. Христианство мыслит жизнь человека масштабами вечности, поэтому гибель людей на земле, ещё нельзя считать абсолютным злом и концом.
2. Возмездие, настигшее допотопное человечество (как впрочем, и в случае с другими группами грешников известными из Библии), не последовало немедленно следом за преступлениями, Бог ждал покаяния этих людей больше ста лет! (Быт. 6:3). Никакой человеческий суд не пошел бы на такие уступки.
3. Те, кто выставляет претензии по поводу жестокого Бога Ветхого Завета, очевидно, плохо знают Библию. Ведь это ещё не конец истории о допотопных грешниках. Если мы откроем Новый Завет, содержащий весть о спасении и примирении Бога и человечества, мы увидим интересную деталь. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Петр.3:18-20). Оказывается Бог, попустивший потоп, который погубил большую часть человечества, однажды вновь встретился с этими людьми. Вопрос, для чего? Христос проповедует в аду тем, кто не мог услышать Его при жизни по не зависящим от них обстоятельствам. И для непокорных современников Ноя появляется второй шанс проявить свою свободную волю и последовать вслед за своим Спасителем. Свт. Иннокентий Херсонский рассуждает об этом так: «Что другое могло быть предметом проповеди Спасителя, кроме спасения? Конец дела показывает и существо его. А концом проповеди во аде для самых упорных душ, каковы современники Ноя, долженствовало быть, по ясному свидетельству апостола, то, чтобы они, «суд прияв — во время потопа — по человеку плотию», «пожили теперь — после проповеди Христовой — духом». Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад один, долженствовал извести с Собою многих». Как мы видим из этих слов, Бог потопил злодеев вовсе не для того, чтобы окончательно расправиться с ними; пройдёт время и Он сам спустится до глубин ада, чтобы забрать всех желающих с Собой. Таким образом, «наказания Бога носят характер спасительный и дисциплинарный и приводят скорее к обращению и покаянию, чем к смерти во грехе, тем более что души, хотя и затемнённые страданиями, будучи освобождёнными от силы плоти и сбросив с себя телесную оболочку, способны воспринимать более ясно» (Климент Александрийский. Строматы, 6.45-46). Полагаем, что эту мысль можно отнести и ко всем язычникам Ветхого Завета, которые умерли не познав истинного Бога. Было бы несправедливо считать, что миллионам людей, которые не вошли в завет с Богом по не зависящим от них обстоятельствам, навсегда закрыта дорога на небеса.
Мы не знаем откликнулись ли допотопные грешники на евангельскую проповедь Господа и последовали ли за Ним. Важно другое: Милосердный Бог, Который хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), любит Своё творение и готов унизить Себя, чтобы самый закоренелый грешник, не осознающий своего бедственного положения «обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).
Владимир Васильевич
Благодарю! Добротный православный анализ!
Сергей Фёдоров
Содержание статьи изменилось, с учетом уточнения позиции автора.