В Евангелии мы часто встречаем людей, которые играют эпизодические роли на фоне всего повествования. Они каким-либо образом контактируют со Спасителем или Его учениками и затем, просто исчезают из рассказа. Иногда им уделяется всего несколько библейских стихов, а то и вовсе один. В случае с данным святым, дело обстоит именно так. Все, что мы о нем знаем из Библии, так это то, что он участвовал в казни нашего Господа, находясь рядом с Крестом, и в момент смерти Богочеловека и последовавших вслед за этим ужасных знамений, сотник прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник (Лк. 23:47, у Мк. 15:39: истинно Человек Сей был Сын Божий). Как и в случае со многими другими персонажами Нового Завета, последующая церковная традиция открывает ответ на наше понятное вопрошание: что же было дальше с этими людьми, и как личная встреча с Живым Богом отразилась на их последующей жизни?
О сотнике, которого звали Лонгин, церковное предание сообщает, что он также был свидетелем Воскресения Христова, уверовал в Спасителя, принял крещение, проповедовал Евангелие и принял за это мученическую кончину. Подобные жития мучеников мы много раз слышали, они похожи друг на друга, но в данном случае, особое внимание обращает на себя тот факт, кто именно стал святым и принял смерть за имя Христово.
Это был не кто-то из случайных людей, какие толпами окружали Спасителя в Его странствиях. Этот человек был изначально во вражеском лагере – римский офицер, язычник, начальник над палачами Самого Богочеловека. Явно такие люди были далеки от представлений о гуманности и правах человека. Это были суровые беспощадные воины, пролившие много крови в своей жизни. Да, возможно сотник сначала не знал, Кого им велено охранять, ведь для воинов Иисус был очередным преступником, которых во множестве казнили римляне. Тем не менее, сотник и те, кто с ним принимали участие в убийстве Праведника. Но принимать участие в подобном злодеянии можно тоже по-разному. Можно противостоять преступлению, рискуя своей жизнью ради несчастного Страдальца, не вполне понимая зачем тебе это нужно, но не решаясь заглушить вопиющий голос совести. Можно стоять рядом и, понимая свою полную беспомощность в сложившейся ситуации, самому не усугублять ее, показывая одним своим видом несогласие со злом. Можно забыв страх и совесть, отдаться дьявольскому инстинкту жестокости и наслаждаться страданиями Невинного (Мк. 15:16-20). Каждый из участников этой истории показал, на что он способен.
Чему же может научить нас пример святого Лонгина сотника?
- В любой, самой чудовищной ситуации, каждый выбирает сам, оставаться ли ему человеком или превращаться в зверя. Даже если он офицер непобедимой римской армии.
- Бог может открыться человеку в самой неожиданной для него ситуации. А самое главное простить его. Даже если он язычник, у которого руки по локоть в крови, который непосредственно принимает участие в самом страшном преступлении в человеческой истории.
- Никогда нельзя заранее определять человека на вечную муку. Даже богоубийцам открыт путь покаяния и прощения.
- Никогда не поздно каяться самому и нужно всячески избегать отчаяния. Бог не только принимает кающегося грешника, но и готов возвести его на вершину святости. Ведь для этого Он пролил Свою Пречистую Кровь, и за Лонгина и за своих мучителей, и за меня, и за тебя. Лонгин нашел в себе мужество покаяться и получить прощение от Своего Спасителя, а готов ли ты?