Святой подвижник Карелии (преподобный Афанасий Сяндемский)

31 января, 2021 Жития святых Комментарии : 0
Читали : 2 247

«…— Возьми мя с собою, отче!

    — Не могу, прости мя! Должно быти тамо единому… А ты в Обители останися, расти и крепися духом! Еще же имаши улучити повеление от Господа…»

                                            (диалог отрока Афанасия и инока Александра на ЦСЯ из фильма «Паломники»)

Среди святых угодников немногие начинали свой подвижнический путь, с самого раннего возраста живя в монастыре. Но именно так сложилась жизнь ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ СЯНДЕМСКОГО — одного из духовных покровителей Карелии. В Православном календаре этот Святой вспоминается дважды: 18/31 января и 2/15 мая.

Январский день памяти — тезоименитство Сяндемского Подвижника: он носил имя в честь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. На дату 18/31 января еще в древнем Константинополе было установлено празднование святителей Александрии Афанасия (ок. 295-373 гг.) и Кирилла (между 370-380 гг.-444 г.). Весенний праздник 2/15 мая — время чудесного обретения мощей преподобного Афанасия (1720 год), чудесно совпадающее со вторым днем почитания Афанасия Великого!..

Святой Афанасий Сяндемский был келейник, ученик и друг святого Александра Свирского. Познакомились они на Валааме в 80-е годы XV века. После принятия монашества Александр жил 7 лет отшельником на Святом острове Валаамского архипелага, а около 1481 года вернулся в обитель Спаса Вседержителя. В это время в монастыре уже жил мальчик Афанасий, отрок лет десяти-одиннадцати, сразу воспринявший Александра как своего старшего друга и наставника. Иноку Александру в то время было около 33 лет, поэтому он с великой привязанностью и по-отечески стал относиться к юному послушнику…

Расстование с Валаамом. Инок Александр и отрок Афанасий.

В 1485 году Александр, по благословению Валаамского игумена Иоакима, ушел в Свирскую пустынь, где в 90-е годы XV века приступил к устроению иноческого общежития. Весть дошла до Валаама, и обрадованный Афанасий, который, как заповедовал ему любимый наставник, уже «вырос и окреп духом»,  поспешил в новый монастырь на Рощинском (тогда Олонецком) озере — под духовное руководство Александра Свирского. Около 1528 года, накануне праздника Успения, Афанасий стал свидетелем благодатного посещения Пречистой Богородицы, которая явилась игумену Александру.

Явление Пресвятой Богородицы св.Александру Свирскому. Справа — пр. Афанасий Сяндемский.

После кончины учителя в 1533 году Афанасий вновь удалился на Валаам, а в 1553 году ушел отшельником в дремучие леса Карелии. В 30 верстах к северо-востоку от Олонца, вблизи нынешнего села Сяндеба, он построил себе хижину на живописном перешейке двух небольших озер.

Эти красивые Карельские водоемы, которые на современных картах называются Кюлюярви и Сяндебское, носили на протяжении истории разные имена:  «Рыбное», «Сяндемское», «Святое», «Сянза», «Сиза», «Банное», «Мыльное», и даже «Рощинское» (удивительное совпадение! — теперь так называется бывшее Олонецкое озеро у Свирского монастыря!)

И вот несколько валаамских монахов и свирских сподвижников последовали за Афанасием в новую пустынь. В те времена эта земля относилась к территории Великого Новгорода. Поэтому после благословения новгородского архиепископа Пимена Афанасий и братия построили часовню во имя Живоначальной Троицы. Однако дружное поселение иноков вызвало неудовольствие местных жителей. Они послали челобитную Пимену, жалуясь на братию. В результате пустынь была на некоторое время закрыта. Афанасий удалился в Свирский монастырь, где вскоре, получив сан священства, был избран игуменом.

В 1577 году Афанасию было дано разрешение новгородского архиепископа Александра возродить обитель на месте Сяндемской пустыни. Молодой монастырь был освобожден от пошлин в пользу Новгородской Софийской казны. Афанасий переселился на свое избранное отшельническое место, где служил примером братии в трудолюбии и терпении. Будучи уже глубоким старцем (за 100 лет!), святой Афанасий перед кончиной подвизался на пустынном острове недалеко от Обители. На одном из мысов Сяндемского озера он был погребен. Над его могилой выстроили деревянный храм во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских.

Нашествие литовцев и шведов в конце XVI столетия истребило все письменные свидетельства о времени и трудах преподобного Афанасия. Старцы Сяндемской пустыни при нашествии врагов в 1582 году опустили в озеро многие церковные предметы и колокола, чтобы они не достались варварам. Троицкий храм был уничтожен, а игумен монастыря — убит… Лишь через 10 лет обитель попыталась возродиться. В 1592 году, во время управления монастырём игумена Никандра, митрополит Великолукский и Новгородский Варлаам подтвердил своё особое покровительство Сяндемской братии. Однако только после польско-шведской интервенции, в 1620 году, в Троицком Сяндемском владычном монастыре усилиями трех проживающих там иноков возобновились дела строительства. В 1628—1629 годах игуменом Иосифом вместе с братией, состоявшей уже из семи монахов, была заново отстроена Троицкая церковь.

В начале XVIII века началась новая борьба со шведами. Сильный пожар уничтожил обе деревянные церкви Сяндемской обители. При окончании Северной войны, в момент строительства нового каменного храма на месте сгоревшей Кирилло-Афанасьевской церкви, 2/15 мая 1720 года в руинах были обретены нетленные мощи святого Афанасия Сяндемского — с шерстяными четками и разрешительной молитвой в руках. Промыслом Божьим это был второй день памяти его святого Покровителя, Афанасия Великого: 2 мая 373 года патриарх Александрийский Афанасий мирно отошёл ко Господу.

Нетленное тело Афанасия Сяндемского положили в прежнюю могилу, над которой устроили раку красного дерева с образом Преподобного. У южных дверей вновь отстроенного Кирилло-Афанасьевского храма установили его икону — во весь рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого Сяндемский Чудотворец сподобился увидеть вместе со своим учителем, Александром Свирским.

После Екатерининской реформы 1764 года пустынь была закрыта. Лишь в XIX веке монастырь стали восстанавливать попечением и неустанными хлопотами игумена Валаамского монастыря Иннокентия. На его денежные средства Сяндемской обители была выделена земля. Сам Владыка Иннокентий подарил монастырю икону Владимирской Божьей Матери в серебряном окладе. Не остались равнодушными к судьбе пустыни и другие влиятельные люди. В 1827 году на средства, пожертвованные императором Николаем I, была построена деревянная церковь Успения. Деньги на украшение ризницы Успенского храма дала графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. В 1852 году Сяндемская обитель приняла в дар от Валаамского монастыря икону чудотворцев Сергия и Германа.

60-е годы XIX века ознаменовались реставрацией Кирилло-Афанасьевского каменного храма. Строительство закончилось в 1865 году. Мощи преподобного Афанасия Сяндемского под спудом были помещены у стены перестроенной церкви под правым клиросом.

С 1909 года Сяндемская обитель была преобразована в Свято-Успенский женский монастырь с особыми миссионерскими целями в Карельском крае (в документах до 1917 года встречалось также название Афанасьево-Сяндебская пустынь). Материальное положение общины оставалось стеснительным, и сестрам были даны в дар деньги от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году — от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.

После революции для монастыря начались годы запустения. В 1939 году его окончательно закрыли. А в 1941 году прямо по территории обители проходил оборонительный рубеж. Под перекрестный огонь финских и советских войск попали все монастырские здания. Впоследствии оставшиеся разрушенные строения были разобраны до основания…

Сяндемский монастырь в мае 2020 года (фото Ильи Тимина)

Лишь 25 августа 2009 года архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории Сяндемской пустыни. С этого момента обитель возрождается! В 2010 году на месте разрушенного до основания Кирилло-Афанасьевского храма, над мощами Сяндемского Чудотворца, возвели новую деревянную Троицкую церковь и была совершена первая Божественная Литургия.

Троицкая церковь зимой (фотография с сайта монастыря www.syandema.cerkov.ru)

28 августа 2017 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Литургию в построенном каменном Успенском храме.

Успенский храм Сяндемского монастыря 28.08.2020. Освящение росписей.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 2018 году была внесена дата празднования обретения мощей святого Афанасия Сяндемского – 2 /15 мая. 25 июня 2020 года, в год 300-летия обретения мощей святого Афанасия, ему был открыт на территории Обители памятник.

Памятник Афанасию Сяндемскому

Святого Афанасия Сяндемского, скромного по натуре подвижника, можно символически назвать духовным мостом, соединившим наследие великих святых Руси времен Рюриковичей (Сергия Радонежского и Александра Свирского) и Руси новой, возрожденной после смутного времени при новой династии Романовых. Будучи прямым продолжателем идей Тайнозрителя Святой Троицы — преподобного Александра (фактически Афанасий — его первый ученик!), — Сяндемский Чудотворец закрепил основы православного учения в Карельском крае. Вместе со святым Ионой Яшезерским (последним и самым молодым среди прямых учеников Александра Свирского, основателем монастыря на Онежском берегу Карелии), Афанасий, дожив до 80х годов XVI столетия, оставил на Северной земле огромный духовный след. Сяндемский монастырь не смогли уничтожить ни пожары шведских и литовских иноверцев, ни революция XX века, ни Великая Отечественная война! Видимо, настолько велико было покровительство святого Афанасия над этой территорией, что она была способна возрождаться заново, разрушенная почти до основания! И, наверное, так угодно Богу, что в нынешнем Сяндемском монастыре восстановлены два храма, несущие основные идеи православия — Троицкий и Успенский. Первый был основан Афанасием в память о своем великом учителе, которого в 1507 году посетил Сам Господь в Едином образе Святой Троицы, тем самым подтвердив для России особый путь восприятия Троичной Феофании (явленной Библейскому Аврааму и новозаветному Аврааму, Александру Свирскому!). Молитвенный подвиг Сергия Радонежского, иконографическое воплощение Андрея Рублева, сочинения Иосифа Волоцкого в борьбе с ересью жидовствующих конца ХV — начала ХVІ веков завершились тогда видением Святой Троицы преподобному Александру. Афанасий Сяндемский благовествует Троическое понимание Отца, Сына и Святого Духа в Карелии!

Посещение Пресвятой Богородицы, которого вместе удостоились учитель и ученик — Александр Свирский и Афанасий Сяндемский —  приходилось на праздник Успения Божьей Матери. Поэтому в Сяндемской пустыни возник Успенский храм, передающий верующим Карелии вторую, особую идею русского православия — необыкновенное Богородичное почитание

Удивительно, что на месте мужского монастыря Промыслом Божьим теперь установлена женская обитель. Ее эмоциональная душевность должна явиться знаменем ВЕРЫ для нового, сложного поколения XXI века… И преподобный Афанасий, при жизни отличающийся заботой и добротой, до последних дней ухаживающий за своим наставником-отцом, Александром Свирским — как никто другой из святых, в земле Карельской просиявших, способен дать помощь сестрам Обители в молитвах о духовном спасении юношества, причем не только Карелии. В Сяндемскую пустынь приезжают паломники из Петербурга и Москвы! Возрожденный монастырь остается в сердце, запоминается особой красотой окружающей его природы, становится для многих маяком умиротворения души…

В дни памяти Афанасия Сяндемского — 31 января и 15 мая — открыт просмотр художественного фильма «Паломники» об Александре Свирском (подробнее — https://vk.com/palomniki_kinohronika). Зная подвижническую жизнь святого Афанасия, с особым интересом смотрят зрители в этой картине кадры его молодых лет. Дружба с преподобным Александром сделала Афанасия участником нескольких важных событий из жития учителя. В момент смятения иноков Свирской обители под натиском прорвавшихся вод из Верхнего озера Афанасий становится непосредственным свидетелем Чуда о Потоке, когда по молитве игумена Александра страшные воды были отстранены от стен монастыря. Важным моментом является и присутствие Афанасия при Явлении Пречистой Богородицы…

Фильм «Паломники». Афанасий в эпизоде «Чудо о Потоке»

Святой преподобный Афанасий, моли Бога о нас!

Тропарь преподобному Афанасию, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней, тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Афанасие, дух твой.

Молитва святому Афанасию Сяндемскому:
О преподобный и богоносный отче наш Афанасие, ангел земной и человече небесный, изрядный угодник Христов и Владычицы нашей Богородицы добрый почитатель, всем же с верою и любовью к тебе притекающим, известный заступниче! Испроси нам вся к житию сему временному потребная и к вечному нашему спасению полезная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, да в мире глубоко пребудет святая Церковь Христова и государство Российское во всяком благочестии и благостроении нерушимо да сохранится. Также и всем нам, чудотворче святый, буди скорый во всякой скорби и обстоянии помощник, наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступник благосердный, да не преданы будем на мытарствах воздушных власти злобного миродержца, но да сподобимся непреткновенного восхода в Царствие небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный, просиявый зарею благодати Божия, украшение сый места сего! Не престани моляся, да николиже благодать Божия и покров Богоматери от места сего не отступит, но да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми в селениях райских славити величие, благодать и милость единого в Троице Бога, Отца, Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Сайт Сяндемского монастыря : www.syandema.cerkov.ru

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (2 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Лилия Аввакумова

Аватар 0
режиссер фильма "Паломники", к.г.н.
Комментарии: 0Публикации: 17Регистрация: 10-07-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .