ОТЦЫ ЦЕРКВИ – О ТОМ, ЧТО АДАМ БЫЛ СОЗДАН СМЕРТНЫМ ПО ПРИРОДЕ, НО МОГ ИЗБЕГАТЬ СМЕРТИ ПО БЛАГОДАТИ

13 января, 2021 Православие Комментарии : 0
Читали : 1 419

От составителя

В подборке собраны святоотеческие свидетельства о природной (естественной) смертности Адама до грехопадения. Отцы согласно свидетельствуют, что сам по себе (т.е. по своей природе) Адам, как сотворенный – был смертен, но мог избегать смерти по содействию благодати. Значительное большинство отцов помимо непосредственного Богообщения связывают возможность Адама не умирать – с питанием от древа жизни. По мнению отцов, после грехопадения благодать была отнята от Адама (что, в частности проявилось в изгнании его из Рая и отлучении от древа жизни). В результате природная смертность, которая до грехопадения была лишь потенцией, после грехопадения ­­– актуализировалась и стала неизбежностью.

 

 

Немного прокомментирую терминологию. Под смертью человека отцы обычно понимают разлучение души и тела, как составных частей человека. В нескольких цитатах, кажется, говорится о смерти тела – (истлении, распадении на элементы). Впрочем, истление тела возможно только после разлучения с душой. Таким образом, значение смерти, как разлучения души и тела – актуально и для этих цитат.

Природным (естественным) состоянием отцы называют состояние, в котором человек находится будучи предоставлен самому себе, вне Бога. Соответственно, естественной смертности, которая в этом случае не рассматривается как неизбежность – противопоставляется возможность не умирать, которую дает Божия благодать (и конкретно плоды древа жизни). Последняя понимается как нечто внешнее по отношению к человеку, не входящее в определение его природы. Поэтому природная смертность не противоречит возможности актуального бессмертия.

Адам (как и Ева) и до грехопадения и после грехопадения и в жизни будущего века остается человеком, т.е. единосущным самому себе, а также нам и Христу по человечеству. В святоотеческой терминологии принадлежность некоей ипостаси к некоей природе (сущности) определяется наличием у ипостаси природных (существенных) свойств данной природы. Таким образом, утверждая, что Адам по природе был смертен до грехопадения – мы фактически утверждаем то же самое о всех людях – о Адаме после грехопадения, о нас, о Христе (как до, так и после Воскресения), о тех, кто будет пребывать со Христом в жизни будущего века. При этом актуальное отношение к смертности может различаться: для прародителей до грехопадения она была возможностью, которую они могли преодолевать по благодати в случае, если бы устояли в искушении. Для прародителей после грехопадения и нас она является необходимостью. Христос до Своей смерти, подобно Адаму – мог не умирать; однако основанием для потенциального бессмертия была не благодать, а ипостасное соединение человеческой природы с Божеством, а выбор находился в Его свободной воле. После воскресения Христос (актуально) и остальные люди (в будущем) – бессмертны: Христос в силу ипостасного соединения, а остальные по непреложному действию благодати.

На первый взгляд, представление о природной смертности Адама (см. подборку ниже) противоречит 109-му (по другой нумерации – 123-му) правилу Карфагенского собора:

Карф. 109(123). Собор противу ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами Карфагенския церкви, представившими на святый собор, которых имена и подписания внесены в деяния, яко Адам не смертным от Бога сотворен. Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема.https://www.agioskanon.ru/sobor/014.htm#123

Составитель данной подборки полагает, что такое мнение – неверно. В данном правиле анафемствуется мнение последователей Пелагия об актуальной и неизбежной смертности Адама (независимо от того, пал бы он или нет). Именно этот смысл имеют слова «Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным». В последнем утверждении отвергается взгляд, что Адам «хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества». «Необходимость естества» можно, конечно, отождествить с природной смертностью, однако, согласно отцам, – она в этом случае отнюдь не тождественна неизбежности. Иначе говоря, взгляд, согласно которому Адам, если бы не согрешил – не умер бы вопреки необходимости естества (который мы и встречаем у отцов) – никак не противоречит соборному правилу.

Помимо святоотеческих суждений в подборке также приводятся слова Леонтия Византийского. Последний, хотя и не канонизирован, но является авторитетным писателем и едва ли не единственным видным представителем православного богословия в промежутке времени между четвертым и пятым Вселенскими соборами.
Цитаты в подборке условно разбиты на группы по тезисам (разбивка, впрочем весьма, условна, ибо во многих цитатах встречается сразу несколько тезисов):
1. Адам был смертен по природе, но мог избегать смерти по благодати;

2. Человек, как сотворенный, – смертен по природе;

3. Все тварное по природе подлежит уничтожению (но может сохраняться по благодати);

4. Питание от древа жизни дало бы Адаму бессмертие, если бы он не пал;

5. Адама до грехопадения нельзя назвать ни смертным ни бессмертным, но он мог стать бессмертным, если бы победил в искушении.

Последний тезис у св. Феофила Антиохийского (который пишет о том, что Адам по природе не был ни смертным ни бессмертным) формально противоречит тезисам 1-3, однако из цитаты фактически св. Феофил имеет ввиду то же, что и остальные отцы – о том, что в случае, если бы Адам не пал – он бы «получил от <Бога> в награду за это бессмертие»

Составитель будет благодарен как за пополнение подборки, так и за указания на ошибки (некорректное цитирование, спорное авторство) и на наличие несогласных суждений у святых. Просьба обращаться в личку к Валерию Синильщикову https://vk.com/id6827649, либо в сообщения группы https://vk.com/aletheia.

1.Адам был смертен по природе, но мог избегать смерти по благодати
1.1. Св. Афанасий Великий
«Так Бог сотворил человека, и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении. Но люди, вознерадев и уклонившись от устремления ума своего к Богу, остановившись же мыслию на злом и измыслив себе его (как сказано об этом в первом слове), подверглись тому смертному осуждению, каким предварительно угрожал им Бог, и не остались уже такими, какими были созданы, но как помыслили, так и растлились, и смерть, воцарившись, овладела ими; потому что преступление заповеди возвратило их в естественное состояние, чтобы, как сотворены были из ничего, так и в самом бытии, со временем, по всей справедливости потерпели тление. Ибо, если, некогда по природе быв ничто, призваны в бытие явлением и человеколюбием Слова; то следовало, чтобы в людях, по истощании в них понятия о Боге и по уклонении к не-сущему (ибо злое есть не сущее, а доброе есть сущее, как произшедшее от сущего Бога), истощилось и продолжающееся навсегда бытие. А это и значит, разрешившись оставаться в смерти и тлении. Ибо человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления» (Прем. 6, 19).Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс. 81, 6–7). Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но люди, уклонившись от вечнаго, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти; потому что, как сказано выше, по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление» (Св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, 1:4-5)https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/slovo-o-voploshhenii-boga-slova-i-o-prishestvii-ego-k-nam-vo-ploti/1#sel=17:1,18:207

1.2. Св. Кирилл Александрийский

«Человек есть живое существо хотя и разумное, но сложное, именно из души и скоропреходящего сего и земного тела. Когда он сотворен был Богом и приведен к бытию, не имея по собственной природе нетленности и неразрушимости, ибо это принадлежит по существу одному только Богу, – он запечатлен был духом жизни, получив в подобии с Божеством это, превышающее его природу, благо: «вдуну», – сказано, – «в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу» (Быт.2:7). Когда же за преступление подвергался наказанию, тогда, справедливо слыша: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19), лишен был благодати, – и от земного тела отступил дух жизни, то есть Дух Говорящего: «Аз есмь жизнь» (Ин.14:6), и живое существо (человек) подпадает смерти по одной только плоти, при сохранении бессмертия души, так как к одной только плоти и сказано было: «земля еси и в землю отыдеши.» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна, книга 1, глава 9. О том, что человеческая душа ни предсуществует телу, ни воплощается (в теле) вследствие раннейших грехов, как думают некоторые)https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/1_9_2#sel=284:136,284:281

1.3. Св. Кирилл Александрийский

«…человек … есть животное разумное, смертное, способное к умственной деятельности и науке, ибо это есть одно у всех определение самой сущности (человека).» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна, книга 10, глава 1. О том, что Сын ни в чем не менее Бога и Отца, напротив, – равен и подобен Ему по природе)https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/10_1_1#sel=57:103,57:131

1.4. Преп. Симеон Новый Богослов:
«…поелику непременяемость и неизменяемость есть свойство одного безначального и несозданного Божества, то созданный человек естественно был пременяем и изменяем, хотя имел способ и возможность, при помощи Божией, не подвергнуться пременению и изменению.» (Св. Симеон Новый Богослов. Слово 2,1)https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/2#sel=9:40,9:72

1.5. Преп. Иоанн Дамаскин
«…смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя. Ибо по природе все, что сложно, распадается, но поскольку Адам соединился с Богом через умозрение, он имел в себе жизнь, сверхъественно животворившую смертную его природу. Когда же он отступил от единения с жизнью, то есть с Богом, он перешел из сверхъестественной нетленности в естественный распад сложного, который и есть смерть.» (Иоанн Дамаскин. Против манихеев, 71)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/protiv-maniheev/#sel=260:117,260:177

1.6.Св. Филарет Московский
«Человек и в состоянии непорочности был земля по своему происхождению; но сия земля закрыта и ограждена была от тления образом Божиим и силою древа жизни; по совлечении образа Божия она обнажается и с удалением от древа жизни предается естественному разрушению.» (Св. Филарет Московский. Толкование на Книгу Бытия)https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/tolkovanie-na-knigu-bytija/1_6#sel=375:52,375:91

2. Человек, как сотворенный, – смертен по природе

2.1. Св. Макарий Великий

«Бог, сотворив тело сие, даровал ему, что не из своего естества, не из тела заимствует себе жизнь, пищу, питие, одеяние, обувь; а напротив того, сотворив тело само по себе нагим, устроил что все необходимое для жизни заимствует оно совне, и невозможно телу жить без того, что вне его существует, то есть без пищи, без пития, без одежд. Если же ограничивается оно тем, что – в его естестве, не заимствуя ничего отвне; то разрушается и гибнет. Таким же образом и душа, не имеющая в себе Божия света, сотворенная же по Божию образу (ибо так домостроительствовал и благоволил Бог, чтоб имела она вечную жизнь), не из собственного своего естества, но от Божества Его, от собственного Духа Его, от собственного света Его восприемлет духовную пищу, и духовное питие, и небесные одеяния, что и составляет истинную жизнь души.

Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей природе, и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни.» (Св. Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 1. Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем, 10, 11)https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/duhovnye-besedy/#sel=73:77,73:209;74:142,74:202

2.2. Преп. Иоанн Дамаскин:
«Существенным называется тот звук, который выражает сущность, или природу вещей; прилагаемым же к сущности — тот, который выражает акциденции. Например: человек есть смертное разумное живое существо. Все это будут существенные звуки. Ибо если что-нибудь из этого отнимешь у человека, он не будет человеком. И если скажешь, что он не живое существо, то он уже — не человек; и если скажешь, что он не разумен, то он уже — не человек; подобным образом, если скажешь, что он не смертен, он — не человек; ибо всякий человек есть и живое существо, и разумное, и смертное. Потому (эти звуки) называются существенными, что они восполняют природу человека, и невозможно, чтобы человек существовал вне их.» (Преп. Иоанн Дамаскин. Философские главы, 5)

2.3. Преп. Иоанн Дамаскин
«…совершенным определением человека будет такое определение: человек есть животное разумное, смертное. Это определение допускает обращение, ибо всякое животное разумное, смертное есть человек и всякий человек есть животное разумное, смертное. Если же в этом определении опустить одно слово, то оно будет уже шире определяемого предмета, – например, человек есть разумное живое существо. В этом определении опущено одно слово, так как я не добавил: смертное. Поэтому оно изобилует предметами, ибо не один человек есть разумное животное, но и ангел, поэтому же оно не допускает обращения.» (Преп. Иоанн Дамаскин. Философские главы, 8)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/8#sel=10:77,10:157

2.4. Преп. Иоанн Дамаскин:
«…плоть людей по своей собственной природе не есть животворяща, а плоть Господа, ипостасно соединенная с Самим Богом Словом, хотя не потеряла своей естественной смертности, но, по причине ипостасного соединения со Словом, сделалась животворящей» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 65)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3#sel=148:80,148:112

2.5. Преп. Иоанн Дамаскин
«…природное свойство есть составляющее природу и отделяющее вид от вида, то есть природу от другой природы, и усматриваемое в каждой ипостаси того же вида, как разумность и смертность. Ибо последние составляют природу человека, входя в его определение (ибо человек есть существо разумное и смертное) и отделяют человека, разумность от всех бессловесных, а смертность от бессмертных, Бога и ангелов. И всякий человек разумен и смертен, ибо тот, кто не разумен и смертен, не есть человек. Ибо невозможно человеку не быть разумным смертным существом.» (Преп. Иоанн Дамаскин. О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси, 5)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/o-svojstvah-dvuh-prirod-vo-edinom-hriste-gospode-nashem-a-poputno-i-o-dvuh-voljah-i-dejstvijah-i-odnoj-ipostasi/#sel=14:2,14:83

3. Все тварное по природе подлежит уничтожению (но может сохраняться по благодати)

3.1. Св. Ириней Лионский

«Если же здесь скажут, что души, не много прежде начавшие существовать, не могут пребывать долгое время, но или должны быть нерожденными, чтобы быть бессмертными, или если получили начало рождения, должны вместе с телом умирать, то пусть знают, что только один Бог, Господь всего, не имеет ни начала, ни конца, истинно и всегда тот же и неизменяемый. Но все, от Него происшедшие (существа), которые были сотворены и творятся, получают начало своего рождение и по этому самому ниже Творца своего, поколику не безначальны, но пребывают и продолжают свое существование в течение длинного ряда веков по воле Творца Бога, так что Он дарует им и то, чтобы они произошли вначале, и то, чтобы существовали после.( Обличение и опровержение лжеименного знания (Св. Ириней Лионский Против ересей). Книга 2, Глава XXXIV. Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны)https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/2_34#sel=247:2,247:113

3.2. Св. Софроний Иерусалимский
«Даровавши всему временное начало, Он чувственному назначил временный передел, а разумное и невидимое удостоил лучшей чести. И оно никогда не умирает и не предается тлению подобно тому, как течет и преходит видимое; впрочем оно безсмертно не по естеству и не превратилось в существо несказанное (нетленное), но Он даровал ему благодать, не допускающую его подвергаться тлению и смертиТак души человеческия пребывают нетленными, так ангелы остаются безсмертными не потому, чтобы они в самом деле, как мы прежде сказали, имели естество нетленное или существо в собственном смысле безсмертное, но потому, что получили от Бога в удел благодать, обильно подающую безсмертие и пекущуюся о доставлении им безсмертия. »(Св. Софроний Иерусалимский. Соборное послание)https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/sobornoe_poslanie/#sel=7:4160,7:4263

3.3. Преп. Иоанн Дамаскин

«…все, что существует по причине рождения, подлежит уничтожению, сообразно с последовательностью, принадлежащей природе; также – и небеса, но благодатью Божиею они и содержатся, и сохраняются.» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 20)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2#sel=53:1,53:25

3.4. Преп. Иоанн Дамаскин

«Он <ангел> бессмертен не по природе, но по благодати, ибо все то, что началось, также и оканчивается по причине своей природы. Но один только Бог есть вечно Сущий, вернее же: Он даже выше, чем вечность. Ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но Он – выше времени.» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 17)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2#sel=20:1,20:47

4. Питание от древа жизни дало бы Адаму бессмертие, если бы он не пал

4.1. Св. Григорий Богослов.

«Итак, если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же бы мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу.» (Св. Григорий Богослов. Слово 44. На память мученика Маманта…)https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/44#sel=10:1,10:37

4.2. Леонтий Византийский

«…бессмертность Адама проистекала вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни. Коль скоро он перестал от него вкушать, он стал тленным». (Св. Леонтий Византийский. Против несториан и евтихиан. Цит. по Архимандрит Киприан (Керн) Антропология свт. Григория Паламы)https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/1_3_38#note966_

4.3. Бл. Августин
«…прежде греха тело могло быть названо и одном отношении смертным, а в другом – бессмертным. Смертным потому, что могло умереть, а бессмертным потому, что могло и не умереть. Ибо одно дело – иметь возможность умереть, каковою возможностью обладают некоторые созданные Богом бессмертные природы, и совсем другое – иметь возможность не умереть, каковой возможностью обладал первый человек; его бессмертие заключалось не в устройстве его природы, а в древе жизни, от коего он после грехопадения был отлучен, дабы мог умереть; т. е. если бы он не согрешил, то мог и не умереть. Таким образом, по природе душевного тела он был смертен, а по милости Создателя – бессмертен. Но раз тело его было душевным, оно непременно было и смертным, так как могло умереть, но, с другой стороны, оно было и бессмертным, так как могло и не умереть. Истинно же бессмертным будет только тело духовное, каким, по обетованию, мы облачимся при воскресении. Отсюда, душевное, а потому и смертное тело, которое по правосудию стало бы духовным, т. е. бессмертным, сделалось вследствие греха не смертным, каким оно было и раньше, а мертвым, каким оно могло и не быть, если бы человек не согрешил.» (Бл. Августин. О книге Бытия буквально:6:25)https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija/6#sel=78:20,78:202

4.4. Преп. Иоанн Дамаскин
«Древо же жизни было древом, имевшим силу, подававшую жизнь или годным для еды одним только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти.» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 25)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_11#sel=123:1,123:24

4.5. Преп. Иоанн Дамаскин
«Итак, надлежало, чтобы человек прежде был подвергнут испытанию; ибо муж… иже не искусися, не испытанный, не имеет никакой цены (Сир. 34, 10); и чтобы, достигнув совершенства путем испытания через соблюдение заповеди, он таким образом добыл себе бессмертие, как награду за подвиг добродетели.» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 44).https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_30#sel=245:1,245:44

4.6. Преп. Иоанн Дамаскин
«<…человек>по праведному Божию суду … изгнан<…> из раяосужден<…> на смерть и подчинен<…> тлению» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 45)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3#sel=8:76,8:89

4.7. Преп. Ефрем Сирин

«…если Адам дерзнул вкусить плодов с древа, с которого воспрещено было вкушать, то тем более устремится ли он к древу, плодов которого не запрещено было вкушать? Но поскольку Бог уже определил прародителям проводить жизнь в труде и поте, в печалях и болезнях, то, чтобы вкусив плода с древа жизни и получив вечную жизнь, они не стали бы вечно мучиться в этой жизни, Бог не допустил, чтобы подпавшие проклятию вкусили плодов того дерева, которое уготовлял (для их бессмертия), чтобы дать им их, когда будут они свободны от проклятий и облечены славой. Сделал так потому, чтобы животворный дар не послужил к их бедствию, и приятое от древа жизни не принесло им большего несчастия, в сравнении с тем, какое принесло им древо познания. От одного получили они временные болезни, а другое соделало бы временные болезни вечными; от одного приобрели они смерть, которая разрешает их от уз болезней, а другое соделало бы их погребенными еще при жизни, потому что сохранило бы им жизнь для вечного мучения в болезнях. Потому Бог отъял у них древо жизни. Притом и несообразно было жизнь блаженную иметь на земле проклятий, а жизнь вечную обрести в мире преходящем.

Если бы прародители вкусили плод древа жизни, то произошло бы одно из двух: или смертный приговор суда остался бы без исполнения, или древо жизни не было бы уже животворно. Потому, чтобы не нарушить смертный приговор суда, и древо жизни не оказалось бы недействительным и неживотворным, Бог изгнал Адама из рая, чтобы не потерпел он вреда и от древа жизни, как пострадал от древа познания; послал же его «делати землю, от неяже взят бысть» (Быт.3:23), – чтобы, возделывая землю, приобрел себе пользу тот, кому принесен вред райским покоем. По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне «рая сладости… пристави Херувима и… острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни» (Быт.3:24). Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел восхитить бессмертную жизнь.» (Преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия, 3).https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3#sel=32:85,33:159

4.8.Св. Иоанн Златоуст

«Поелику Бог, как я думаю и как надобно понимать создал человека безсмертным, то он мог, если хотел, вместе с другими вкушать плоды и этого древа (жизни), которое могло постоянно поддерживать его жизнь: поэтому он не получил никакой (особенной) заповеди касательно этого дерева.» (Св. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия, 18)https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/18#sel=9:608,9:650

4.9. Бл. Феодорит Киррский

«Приобщаться же плода с древа жизни возбранил человеку не для того, чтобы отказать ему в бессмертной жизни, но чтобы остановить течение греха.» (Бл. Феодорит Киррский. Толкование на книгу Бытия, 41)https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija/#sel=86:33,86:54

4.10. Бл. Августин

«…хотя это дерево <жизни> и представляло телесную пищу, но пищу такую, которая делала тело человека постоянно здоровым не как от всякой другой пищи, а в силу некоторого сокровенного вдохновения здоровья. Ибо и обыкновенный хлеб заключал в себе нечто большее, когда одним опресноком Бог защищал человека от голода в течение сорока дней (3Цар. 19:8). Или, может быть, мы усомнимся в том, что Бог посредством пищи от некоего дерева, благодаря его особенному значению, давал человеку возможность, чтобы его тело не испытывало как в здоровье, так и в возрасте изменения в худшую сторону, или чтобы даже и не умирало.»(Бл. Августин О книге Бытия буквально, 8,5)https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija/8#sel=28:6,28:142

4.11. Св. Григорий Нисский
«Человеколюбивый Господь изгнал наших прародителей из рая, чтобы они, вкушая плоды с дерева жизни, не остались бессмертными в грехах и скорбях» (Св. Григорий Нисский. Цит. по св. Иустин (Попович) Догматика Православной Церкви, §38)https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/pervorodnyj_greh/#sel=28:92,28:114

4.12. Преп. Серафим Саровский
«Для того, чтобы они <прародители> могли удобно и всегда поддерживать в себе бессмертные, Богоблагодатные и всесовершенные свойства сего дыхания жизни, Бог посадил посреди рая Древо жизни, в плодах которого заключил всю сущность и полноту даров этого Божественного Своего дыхания. Если бы не согрешили, то Адам и Ева сами и все их потомство могли бы всегда, пользуясь вкушением от плода Древа жизни, поддерживать в себе вечно животворящую силу плоти, души и духа и непрестанную нестареемость бесконечно бессмертного всеблаженного своего состояния, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного» (Св. Серафим Саровский. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни)https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/beseda-prepodobnogo-serafima-s-n-a-motovilovym/#sel=32:72,32:119

4.13. Св. Филарет Московский
«Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия.» (Св. Филарет Московский. Толкование на книгу Бытия)https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/tolkovanie-na-knigu-bytija/1_6#sel=237:85,237:95

4.14. Св. Филарет Московский

«…когда человек, возжелав быть Богом, в себе самом возомнил найти независимое начало жизни, он не должен более пользоваться орудием и знамением бессмертной жизни, дабы мог познать свою ошибку. Древо жизни не может быть полезно тому, кто, быв отчужден от жизни Божией, носит в себе внутреннее начало смерти: в сем случае его бессмертие только продолжило и утвердило бы его смерть. Он должен удалиться от древа жизни не столько в наказание, сколько для сокращения его наказания, и для того, чтобы как грех отделил его от Бога, так смертность отделяла бы от диавола.» (Там же)https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/tolkovanie-na-knigu-bytija/1_6#sel=391:30,391:88

4.15. Пространный катехизис

«Что такое дерево жизни?
Древо жизни – это такое древо, питаясь плодами которого человек был безболезнен и бессмертен телом» (Св. Филарет Московский. Пространный катехизис, 118)https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2#sel=135:1,136:14

4.16. Св. Игнатий Брянчанинов

«Посреди рая находилось древо жизни, вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого» (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о Человеке)https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/#sel=76:1,76:12

4.17. Св. Филарет (Гумилевский)

«Древо жизни, по значению названия, такое древо, плоды которого сообщают вкушающему жизнь. И по употреблению, дерево, которого листья, плоды, кора, служат лекарством против болезней, называется деревом жизни (Прит. 15:4; 11:30). Сообразно с тем несомненно, что плоды райского древа жизни благотворным действием на телесный организм восстановляли здоровье в теле, ослабляемое летами по закону стихийной жизни и поддерживали способность жить во век.» (Св. Филарет Черниговский (Гумилевский). Православное догматическое богословие, §133)https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom-1/3_63#sel=381:1,381:106

5. Адама до грехопадения нельзя назвать ни смертным ни бессмертным, но он мог стать бессмертным, если бы победил в искушении
5.1.Св. Феофил Антиохийский

«Бог сотворил человека средним, ни совершенно смертным, ни бессмертным, но способным к тому и другому; подобно и рай, относительно красоты, создан средним между землею и небом»

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, – бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным.» (Св. Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику о вере христианской. Книга 2, 24, 27 )https://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohijskij/poslanie_k_avtoliku/#sel=47:2,47:133;44:264,44:290

5.2. Преп. Ефрем Сирин
«Когда Бог творил человека, Он не соделал его смертным, но не создал и бессмертным, чтобы сам Адам, соблюдением или преступлением заповеди, от одного из двух дерев приобрел бы себе то, чего захотел. И хотя Бог сотворил древо жизни, но сокрыл его от Адама; во-первых, для того, чтобы красотой своей оно не вводило прародителей в борение и не усугубило борьбы, а, во-вторых, не должно им было для сохранения заповеди Незримого находить себе побуждение (искать поощрения) в награде, которая у них пред глазами. Хотя по благости Бог все дал прародителям, но бессмертную жизнь, которая приобреталась вкушением плодов древа жизни, восхотел даровать им по правде. Потому дал им лишь заповедь, и она не была так велика, не могла равняться преизбыточествующей награде, уготованной им. А воспретив вкушать плоды одного древа, чтобы они находились под заповедью, Бог отдал им весь рай, – да не будут принуждены к преступлению закона недостатком в пище.» (Преп. Ефрем Сирин. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Глава 3)https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3#sel=10:1,10:146

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 1 год

Валерий Синильщиков

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 18Регистрация: 20-12-2020

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .