О жизни первых христиан

Март 19, 2018 История Комментарии : 0
Читали : 626

Отношение к вере

Первые христиане, находясь в окружении язычников, проводили свою жизнь, стремясь исполнять заповеди Христовы. Роль гражданина своего государства, члена общества, своей семьи, была неразрывно связана с высоким призванием христианина. Вера наполняла смыслом будни и праздники. Верующий делил свои дни между семьей, работой и общиной. Общение со своими единоверцами и совершение совместной Евхаристии было необходимой составляющей жизни христианина, находившегося в состоянии постоянной угрозы от людей внешних. Осознание живого присутствия Бога в своей жизни, убежденность в Его промышлении в истории и повседневных заботах, позволяло христианину совершенно иначе воспринимать свое предназначение и использовать время, отведенное для его исполнения. Слова Климента Александрийского, что «вся жизнь христианина – один долгий праздничный день», позволяют понять какой осмысленностью и радостью наполнялась жизнь ученика Христова на фоне серой обыденности и бесцельности существования многих людей этого мира.

Частная молитва

День жителя Римской империи начинался очень рано, при первых проблесках зари. Отсутствие электричества, которое смешало для современного человека естественный ритм жизни, побуждало максимально использовать солнечный свет. На рассвете и с наступлением ночи христианин предавался молитве. Тогда еще не существовало фиксированных молитвословий, поэтому правило состояло в пении псалмов и размышлении над Священным Писанием в тишине. Практика, описанная в «Дидахе», предполагала следование иудейскому обычаю молиться трижды в день, повторяя молитву Господню «Отче наш». Вообще любое дело и событие сопровождалось молитвой. Обращение к Творцу совершалось лицом на восток, что было связано с символикой рая и света истины, приходящего свыше. Внешним выражением молитвенного настроения служили коленопреклонение и воздевание рук, напоминавшее о положении распятого Христа. Употребление крестного знамения, практиковавшееся с древних времен, также было в широком употреблении. Им осеняли не только свое тело, но и самые различные предметы.

Трапеза

В день совершалось несколько трапез различной важности. Завтрак сопровождался обычно вкушением хлеба, смоченного в вине. В постные дни, среду и пятницу, первая трапеза пропускалась. Вкушение пищи для христианина, как и вообще древнего человека, имело религиозный характер и сопровождалось ее благословением по примеру самого Христа. Вторая трапеза совершалась около полудня после возвращения с рынка и завершения прочих дел. Она была легкой. Для римлян долгое время традиционным блюдом была жидкая каша на молоке из пшеницы или полбы. В постные дни эта трапеза переносилась на девятый час (около трех часов пополудни). Третья трапеза, обед, совершалась после окончания всех дел в восьмом или девятом часу, согласно древнему исчислению. Это был семейный обед или застолье друзей. Для греков и римлян эта трапеза была главной и совпадала со временем отдыха. О благопристойном поведении и умеренности во время трапезы много писал Климент Александрийский в своем «Педагоге», из чего можно составить представление о нравах высшего общества той эпохи. Религиозное восприятие трапезы не позволяло христианам в своих домах допускать к ней язычников. Вероятно, вкушение пищи сопровождалось чтением отрывков из Священного Писания и пением псалмов. Зажиточные христиане имели обыкновение приглашать к себе на обед других членов общины, особенно наиболее нуждающихся. Такие благотворительные трапезы носили название агап или «вечерей любви». Постепенно, вечерние евхаристические трапезы перешли в утреннее богослужение, и задача подобных собраний заключалась в первую очередь в помощи бедным, без унижения их достоинства. Угощение было простым и умеренным, а общение благопристойным. После окончания трапезы было допустимо взять с собой домой остатки пищи, завернутые в салфетку, чтобы продолжить ее вкушение там. В отличие от языческих застолий высшего общества, по окончании которых участники забывали обо всех приличиях, христиане уходили домой, сохраняя целомудрие и скромность.

Катакомбы святой Присциллы в Риме — христианские подземные захоронения II—V веков

Профессиональная деятельность

Христиане исполняли свои обязанности, будучи частью общества. Какие профессии считались приемлемыми для христианина? Те, которые не вступали в противоречие с евангельским учением и не компрометировали его как последователя Христа. Вопрос о совместимости того или иного вида социальной активности с высоким призванием был для верующего непраздным. Однозначному осуждению подвергались профессии, резко противоречащие христианской нравственности – проституция, занятие искусством в широком смысле (в то время оно было полностью языческим), магией, астрологией и все, что было прямо или косвенно связано с идолослужением. Отказ от перечисленных занятий привел к проблеме содержания общиной бывших носителей запрещенных профессий, которым пришлось подыскивать другое занятие или же оказывать материальную помощь. Среди видов деятельности, относительно которых не было однозначного мнения, можно назвать воинскую службу и школьное преподавание, которые были тесно связаны с язычеством. Занятие бизнесом, банковским делом и торговлей было распространено среди христиан и тесно связано со всевозможными искушениями. Известны случаи злоупотребления финансами и своим положением в общине, когда христиане, пользуясь доверием своих братьев и сестер, грабили их без зазрения совести. Стремление к роскоши, погоня за наживой и алчность встречали осуждение со стороны церковных проповедников и писателей. В отличие от знатных язычников, презиравших физический труд, христиане очень ценили его, имея пример трудящихся в лице Господа Иисуса Христа и апостола Павла. Трудиться не ради наживы, а ради хлеба насущного, считалось идеальным занятием для христианина. Популярными среди христиан были занятия медициной и различными ремеслами, должности судьи, юриста и ритора. Все это не возбранялось, при условии следования евангельским заповедям.

Совершение Евхаристии

В первый день недели христиане собирались вместе для совершения Евхаристии. Воскресный день в то время не был выходным и не воспринимался первоначально как день отдыха. В Риме существовал ряд нерабочих праздничных дней, но регулярного выходного не было. Христиане проводили его в полном безразличии к окружающему миру с его суетой и религиозными празднованиями, посвящая это время Богу. Перед наступлением рассвета все собирались в одном месте, обычно в частном доме одного из членов общины, в котором была достаточно просторная комната, чтобы вместить всех присутствующих. Поскольку собрания христиан не позволялись законом, они не могли собираться под открытым небом, что в свою очередь порождало различные подозрения и слухи среди язычников. Литургия делилась на две части, на второй из них могли присутствовать только верные христиане.  Богослужение сопровождалось чтением отрывков из Священного Писания, проповедью предстоятеля, завершалось благословением Святых Даров и причащением верующих. Чашу с вином, по всей видимости, передавали по кругу. Каждый получал Святой Хлеб в ладони собственных рук. Некоторые из христиан приносили евхаристический Хлеб домой, где и употребляли его. Отсутствовавшие также имели возможность причаститься Святых Тайн, которые им доставляли диаконы. Священнослужители, как и прочие верующие, были одеты в повседневную одежду и ничем не отличались от людей, которых встречали на улице по окончании литургии. Женщины в Греции покрывали свою голову гиматием, представлявшим собой широкий платок, или применяли для этого край своей верхней одежды (пеплоса). В Карфагене Тертуллиан ставил в пример кокеткам местных христианок, которые не только покрывали голову, но и закрывали лицо. Будучи непримиримым моралистом, он порицал тех женщин, которые покрывались платочком из чересчур тонкой ткани. Для юных девушек он вымерял длину покрывала и разъяснял, как именно его следует надевать. Нетрудно узнать в этой щепетильности современные приходские представления о благочестии. После окончания богослужения все расходились и приступали к повседневной работе, продолжая возносить в своем сердце благодарение Богу.

Дела милосердия

Подобно большой семье, члены общины заботились друг о друге. Обязанности диакона, ограничивающиеся сегодня участием в богослужении, в древние времена были преимущественно социальными. Диакон, который был обычно молодым энергичным священнослужителем, постоянно поддерживал связь с верующими, был знаком с каждым, знал материальное положение и  настрой души членов общины. Он посещал нуждающихся и больных, чтобы помогать им. Особая забота оказывалась вдовам, престарелым и сиротам. В его руках находились финансовые средства общины, что накладывало на него большую ответственность и требовало честности и бескорыстия. Вдовы и сироты, социальное положение которых было весьма непростым, находили поддержку и обретали вторую семью в лице христиан. Особое содействие оказывалось детям, принявших смерть мучеников за веру. Забота о бесчисленном количестве брошенных, никому не нужных жителях улицы, в эпоху отсутствия больниц и стабильной социальной помощи, вызывало восхищение и невольное уважение к христианам со стороны язычников. В социальном служении верующие видели продолжение дела Христа и исполнение заповеди любви к ближнему.

Эпоха древнейшего христианства всегда привлекает к себе взоры последующих поколений как образец жизни и время близкое ко Христу и апостолам. На мой взгляд, не следует ее идеализировать как и любую другую, в Церкви любого периода были свои сложности и недостойные представители. В то же время хочется отметить необычайно серьезное отношение к своей вере простых верующих и свидетельство о Христе своей жизнью, поражавшее недоброжелателей христианства. Это период церковной истории, когда именование себя христианином имело реальное значение для многих верующих, когда не представляло особого труда не перепутать в толпе ученика Христова и язычника. Обращение к опыту наших древнейших братьев и сестер является не просто интересным экскурсом в историю, а живым примером и постоянным напоминанием о нашем высоком призвании быть светом и солью для этого мира (ср. Мф. 5:13-14).

Источник: Журнал Нижегородской духовной семинарии «Дамаскин», март 2018 г. С. 12-16.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 недели

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0
Магистр богословия, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Комментарии: 5Публикации: 47Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .