Понятие «печати антихриста» в церковном толковании

24 января, 2021 Богословие Комментарии : 0
Читали : 603

Распространенное в раскольнической (впрочем, увы, отчасти и в православной) среде мнение, будто печать антихриста может представлять собой чип, штрих-код, QR-код или иное техническое средство, которое подчинит человека «системе цифрового концлагеря» еще до прихода и воцарения антихриста, противоречит святоотеческому учению и церковному толкованию книги Откровения.

Следует заметить, что святым отцам не была свойственна та нервическая пытливость в отношении последних времен, которая во все время отличала разного рода раскольников и сектантов; мы не найдем отдельных толкований на Откровение за авторством свт. Иоанна Златоуста или Феодорита, еп. Кирского; не толковали его ни свт. Марк Эфесский, ни свт. Григорий Палама. Святоотеческих изъяснений на Апокалипсис немного, и большинство текстов, толкующих книгу Откровения, относятся к «народной» христианской литературе. Однако даже эти тексты не содержат тех ложных идей, которые распространяют современные расколоучители, в чем мы сейчас убедимся.

I. Печать до антихриста

Расколоучители утверждают, что печать антихриста может поставляться уже сейчас, хотя очевидно, что антихрист еще не воцарился как единый мировой правитель.

Однако в Св. Писании утверждается, что нанесению начертания будет предшествовать поклонение образу «зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13:14). Это «чудесное исцеление» смертельной раны зверя (антихриста) будет сочетаться с провозглашением его мировым правителем, а значит, изображения этого исцеления не могут возникнуть до воцарения антихриста.

Об этом свидетельствуют и церковные толкования. Среди грекоязычных сочинений прп. Ефрема Сирина содержится пространное слово о последних временах («Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово»). Относительно времени начертания зверя там очевидно говорится, что оно будет поставляться после воцарения антихриста. Это очевидно особенно из слов «и поставит надзирателей исполнять его повеления»; до своего воцарения он никак не мог бы поставить всюду надзирателей. «Много будет мечтаний, совершаемых зверем. Он сам богоборец, и всех хочет погубить. Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить на себе печать зверя, когда во время свое, то есть, при исполнении времен, придет он обольстить всех знамениями; и в таком только случае можно им будет покупать себе снеди и все потребное; и поставит надзирателей исполнять его повеления»[1].

Сщмч. Викторин, еп. Петавийский, составил свое толкование на Апокалипсис на рубеже III-IV в. Впоследствии оно было исправлено и дополнено прп. Иеронимом Блаженным, Стридонским. Согласно этому толкованию, поставлению печати будут предшествовать многие сотворенные лжепророком ложные чудеса, восстановление Иерусалимского храма и поставление в нем золотой статуи антихриста. «И огонь сойдет с неба, но “перед людьми”, как и сейчас при помощи падших ангелов творят чародеи. Также он сделает, чтобы было поставлено в Иерусалимском храме золотое изображение антихриста, в которое войдет падший ангел и будет оттуда подавать голос и прорицать. После этого он “сделает так, что свободные и рабы, примут начертание на правую руку их или на чело их — число имени [зверя], — чтобы никто не мог ни покупать, ни продавать”»[2].

В «Слове о кончине мира» (VII-VIII в.)[3], основанном на творениях сщмч. Ипполита Римского и прп. Ефрема Сирина[4], обстоятельства поставления печати описаны с достаточной подробностью. Составитель этого сочинения говорит, что сперва антихрист придет к власти, «и объявят его царем. И вот после этого надмится его сердце: он, прежде кроткий, сделается жестоким; [прежде] проникнутый любовью, будет бессердечным; из смиренного сердцем обратится в надменного и бесчеловечного; вместо того чтобы ненавидеть несправедливость, будет преследовать праведников. Затем, утвердившись в своём царстве, он возбудит войну и, преисполненный гнева, поразит трёх великих царей: Египетского, Ливийского и Эфиопского. А после этого начнет строить храм Иерусалимский, поспешно его восстановит и отдаст Иудеям. Потом вознесётся сердцем над всяким человеком настолько, что даже против Бога будет изрекать хулу. Он, коварный, будет думать, что он на всё последующее [время], навеки будет царем на земле; но при этом, несчастный, не будет сознавать, что царство его скоро разрушится и что он скоро примет огонь, уготованный ему вместе со всеми теми, которые уверовали в него и сделались его рабами»[5].

Ему будут поклоняться народы земли, принуждаемые к тому ложными чудесами: «В самом деле, он поставит над ними начальников из числа демонов и уже не будет более казаться благочестивым, но всюду и во всем [будет] суровым, жестоким, гневливым, вспыльчивым, зловредным, непостоянным, страшным, несносным, ненавистником, гнусным, необузданным, мстительным, злым. А из желания ввергнуть в бездну погибели весь род человеческий он приумножит ложные знамения. И когда все народы будут вне себя от радости от его наваждений, он могучим голосом воззовёт настолько сильно, что поколеблется место, на котором будут стоять пред ним толпы. “Познайте [скажет он], народы, колена и племена, мою великую власть, могущество и силу моего царства! Какой властелин могущественен настолько, насколько я? Какой бог велик, помимо меня? Кто может воспротивиться моей власти?” И действительно, он будет переставлять горы перед очами зрителей; переходить море, не замочивши ног; низводить огонь с неба; превращать день во мрак и ночь в день; перемещать солнце туда, куда желает; вообще, силой своего наваждения он покажет перед лицом зрителей, что все стихии земли и моря послушны ему»[6].

Далее «Слово» изображает картину бедствий, которые ждут вселенную: «Затем, после этого, небо не даст росы своей, земля откажется от плодов своих, море наполнится зловонием, реки пересохнут, морские рыбы перемрут, люди от голода и жажды погибнут»[7]. Лишь «потом нечистый разошлет приказы по всякой области при помощи демонов и чувственных людей; все они будут говорить: “Появился великий царь на земле: идите все на поклонение ему, идите все посмотреть на могущество силы его. Вот, он доставит вам хлеб и одарит вас вином, богатством многоценным и почестями великими!..” И вот, по недостатку пищи, все придут к нему и поклонятся ему, а он сделает им начертание (χάραγμα) на правой руке и на челе с той целью, чтобы никто не мог изобразить Честного Крест правой рукою на лбу своем»[8].

Итак, согласно пониманию Древней Церкви, начертание будет ставиться уже после всемирного воцарения «лжеца» — антихриста, человека погибели. Иерусалимский храм должен быть предварительно восстановлен и в нем должна быть поставлена золотая статуя.

Печать без поклонения антихристу

2. По мнению расколоучителей, начертание антихриста можно получить несознательным образом, не выражая на то согласия, при совершении совершенно не предосудительных действий — например, при получении документов или фотографировании. Согласно церковному толкованию, напротив, начертание антихриста неразрывно связано с сознательным отречением от Христа и открытым религиозным поклонением антихристу как богу.

В толковании свт. Андрея Кесарийского однозначно говорится, что «указывает делаемое на челе и руке начертание» на то, что человек «повинится зверообразному антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, и словом или делом провозгласит его богом»[9]. Итак, начертание требует предварительного провозглашения антихриста богом.

Прп. Ефрем Сирин говорит, что начертание зверя вызовет невозможность осенить себя крестным знамением (аналогичное ее действие описано в «Слове о кончине мира»); отдельно он указывает, что печать будет наноситься «вместо Креста», то есть будет сочетаться с отречением от Креста. «Заметьте, братия мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства, каким образом начинает он с чрева, чтобы человек, когда приведен будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать его, то есть, злочестивые начертания, не на каком-либо члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже возможности правою рукою напечатлеть крестное знамение и также на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и честный крест Христа и Спасителя нашего. Ибо знает несчастный, что напечатленный крест Господень разрушает всю силу его; и потому кладет свою печать на правую руку человеку, потому что она запечатлевает крестом все члены наши; а подобно и чело, как свещник, носит на высоте светильник света — знамение Спасителя нашего. Посему, братия мои, страшный предложит подвиг всем христолюбивым людям, чтобы до часа смертного не приходить в боязнь и не оставаться в бездействии, когда змий будет начертывать печать свою вместо Креста Спасителева. Ибо для того, без сомнения, употребляет таковой способ, чтобы имя Господа и Спасителя даже и не именуемо было в то время; делает же сие бессильный, боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего»[10].

Сщмч. Ипполит Римский полагал, что принятие печати на лоб и правую руку будет устроено по образцу языческих празднеств в честь богов; с начертанием на лбу он отождествляет ношение венков, принятое в античной религии, а с начертанием на руке — воскурение фимиама на жертвеннике антихриста: «Он… велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесет жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти. Так умыслил сделать с иудеями и Антиох Епифан, бывший сирийский царь, потомок Александра Македонского. И он, в те времена вознесшись сердцем, издал повеление, чтобы все, поставив жертвенники пред дверьми (домов), приносили жертвы и, увенчавшись плющем, совершали торжество в честь Диониса, а тех, кои не захотят сему повиноваться, после мучений и пыток велел умерщвлять (см. 1 Макк. 5:2; 2 Макк. 6:7)»[11].

Однако большинство толкователей все же полагали, что печать антихриста будет действительно неким начертанием, однако принятие его они также соотносили с культовым поклонением и ритуальным отречением от Христа. Так, в состав «Посмертных вещаний прп. Нила Мироточивого» входит пророчество, где начертание зверя описывается следующим образом: «Когда запечатлеется человек печатию, сделается сердце его еще более бесчувственным; будучи не в силах выносить голод, люди будут хватать трупы, и где попало, сев в стороне от дороги, пожирать их. Наконец, умертвится и сам, запечатленный антитипом; на печати же написано будет следующее: “Я твой есмь”. – “Да, ты мой еси”. – “Волею иду, а не насильно”. – “И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно”. Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати»[12].

В «Слове о кончине мира» о печати антихриста говорится следующим образом: «Печать же его на челе и на правой руке составляет число шестьсот шестьдесят шесть (χξς). Впрочем, думаю, что я не знаю точно этого начертания: ведь может быть найдено множество имён, соответствующих вышеупомянутому числу; но всё же говорю, что эта печать имеет начертание: “Отрекаюсь” (ΑΡΝΟΥΜΕ). В самом деле, и ранее беззаконный враг посредством своих служителей, то есть нечестивых идолопоклонников, убеждал мучеников Христовых словами: “Отрекись от Бога своего Распятого”. Таково будет [начертание] и печать во время этого ненавистника добра — та печать, которая будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу), и присоединяюсь к тебе, и в тебя верую”…»[13]. Как видно, это предположение автора «Слова» гармонически сочетается с пророчеством из «Посмертных вещаний».

Также слово “отвержение” написано в качестве начертания антихриста на дщицах в правой руке отрекшихся и в «Видении Григория Мниха, ученика Василия Нового, о Страшном Суде». Стоит заметить, что здесь, как и в «Слове», принятие печати связывается с прямым отречением от Христа и Крещения и принесением клятвы верности антихристу. Всё это — открытые, сознательные действия религиозного характера. «Таже по сих отлучи Господь ин собор от шуих, и се, прииде полк лукав и скверен паче инех, ихже очи бяху темни и мрачни паче инех, на челех же своих писания имуще, глаголющее: “Сатана”, в десных руках имуще дщицы, на нихже написано: “Отвержение”, к нимже рече Господь трубою: “О, проклятии и сквернии, вскую Мене остависте, и святое Мое Крещение осквернисте, и ко антихристу приступисте, и обещастеся ждущему вашу погибель, что благо от него чаяте прияти, разве с ним вечную муку: темже и не помилую вас, но с ним послю вы мучитися, егоже возлюбисте, яко да труды плод своих снесте”»[14].

«Слово о кончине мира» также описывает гонения на не приявших печать: «Он пошлет, наконец, целые полчища демонов в горы, пещеры и расселины земные… чтобы отыскать скрывшихся от взоров его и привести их на поклонение ему. И вот, всех тех, кто подчинится ему, он запечатлеет печатью своей; а тех, которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравнимым наказаниям, жесточайшим мучениям и всевозможным ухищрениям, каких никогда не было, какие никогда не достигали человеческого слуха и каких никогда не видели взоры смертных»[15].

Итак, поставление печати включает в себя открытое религиозное поклонение антихристу и отречение от Христа и Крещения. Святые отцы также связывают получение начертания с невозможностью осенить себя крестным знамением, что составляет важный признак печати зверя. Мысль о бессознательном получении начертания без отречения от Христа и поклонения антихристу — новшество, чуждое Церкви.

Святая Церковь заповедует нам следовать церковным толкованиям и не измышлять произвольных изъяснений Писания «от ветра главы своея». Тем не менее, рассуждения расколоучителей относительно начертания зверя носят именно такой характер. Провозглашая себя ревнителями благочестия, они уподобляются протестантам —воистину, «не легко найти между еретиками человека рассудительного; поелику, оставляя Церковь, они бывают оставлены Святым Духом, и не остается в них ни знания, ни света, но тьма и ослепление» [16].

_________________________________________

[1] Ephraem Syrus. Sermo in adventum domini, et de consummatione saeculi, et in adventum antichristi. // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα. Θεσσαλονίκη, 1992. Τ. 4. Σ. 116-117.

[2] Victorinus Petabionensis, Hieronymus. Commentarius in apocalypsin (recensio Hieronymi) // CSEL. 49. P. 129

[3] Whealey A. De consummatione mundi of Pseudo-Hippolytus: another Byzantine apocalypse from the early Islamic period // Byzantion. 1996. Vol. 66. N 2. P. 461

[4] О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 263

[5] (пс.-) Ипполит Римский, сщмч. О кончине мира, 25 // О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 281

[6] (пс.-) Ипполит Римский, сщмч. О кончине мира, 26 // О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 282-283

[7] (пс.-) Ипполит Римский, сщмч. О кончине мира, 27 // О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 283

[8] (пс.-) Ипполит Римский, сщмч. О кончине мира, 28 // О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 284

[9] Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис, 42. М., 1911. С. 75

[10] Ephraem Syrus. Sermo in adventum domini, et de consummatione saeculi, et in adventum antichristi. // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα. Θεσσαλονίκη, 1992. Τ. 4. Σ. 117.

[11] Ипполит Римский, сщмч. О Христе и антихристе, 49 // О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 241

[12] Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого, Афонского. Афон, 1912. С. 84-85.

[13] (пс.-) Ипполит Римский, сщмч. О кончине мира, 28-29 // О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 285

[14] Житие Василия Нового, 106 // Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Ч. 2: Тексты жития. Одесса, 1911. С. 718

[15] (пс.-) Ипполит Римский, сщмч. О кончине мира, 29 // О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 286

[16] Православное Исповедание Восточной Церкви (Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере), определение X // Путь, Истина и Жизнь: вероучительные тексты Православной Церкви. К., 2013. С. 230

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 4 года

Пётр Пашков

Пётр Пашков 0
Комментарии: 0Публикации: 37Регистрация: 28-02-2018

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .