Мы вспоминаем о ВАЛААМЕ в дни памяти преподобных СЕРГИЯ и ГЕРМАНА. Подробности их жития утрачены в результате опустошительных вражеских набегов на Валаамский архипелаг. Остались неясности в хронологии их земного пути.
В 1819 году Священный Синод установил общероссийское почитание Валаамских Угодников 28 июня/11 июля и 11/24 сентября, оба дня связаны с перенесением мощей Святых из Великого Новгорода на Остров. Софийская летопись повествует так: «Лета 6671 (1163) обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне». Архиепископ Иоанн был первым архиепископом Новгородским, до него в Великом Новгороде были только епископы. Однако в этой датировке могла быть ошибка. Валаам не принадлежал тогда к Российским землям, а упоминаемый Иоанн стал архиепископом лишь в 1165 году. Война на севере русских земель, конечно, спустя какое-то время закончилась, и по благословению нового Новгородского епископа Григория (Иоанн к тому времени уже скончался) Валаамские монахи могли возвратиться на Ладогу в 1182 году, а с ними — и святые мощи основателей монастыря.
Правда, есть еще другой архиепископ Иоанн, живший в XV веке. Да и большие Карельские территории в составе Великого Новгорода Иван III присоединил к Московскому государству лишь в 1478 году… Тем не менее, в конце XV века Валаамский монастырь имел уже большую известность. В Житие преподобного Александра Свирского рассказывается, как он, восемнадцатилетнем юношей, в 1466 году повстречал около Островского (ныне Введено-Оятского) монастыря Валаамских иноков, а после беседы с ними — устремился на Валаам. И в те годы Обитель Всемилостивого Спаса уже достигла расцвета — это были явно не первые десятилетия с момента ее основания.
В службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также в иконописном подлиннике XVIII века есть текст: «Сергий сед, брада аки у Александра Свирскаго, ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима»… И по другой версии празднование, в частности 11/24 сентября, было установлено в середине XVI века в память перенесения мощей Сергия Валаамского из Новгорода, где тот скончался, и погребения их рядом с мощами Германа (праздник «Святого соединения»).
В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила Св. Отец и Седьми Соборов, находится записка со словами: «В лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий», к которому позже присоединился и преподобный Герман. В этом случае ко Господу Старцы отошли около 1353 года.
При этом, продолжают жить легенды, утверждающие, что Сергий и Герман были выходцами из Греции времен княгини Ольги! Возможно ли, установить истинные даты жития великих подвижников? Да и нужно ли?
В какие бы столетия не происходили эти события, на высокой горе Валаама, в каменной скале, древние монахи высекли сухой колодец, в который положили нетленные мощи Преподобных под тяжелой каменной плитой. В 1611 году Монастырь был разорен, а когда спустя 74 года шведские колонисты захотели откопать мощи Преподобных и надругаться над ними, их постигли страшные болезни.
Современная рака над святыми мощами преподобных Сергия и Германа
Тогда, устрашившись, над мощами святых Сергия и Германа, они сами и построили новую Часовню. В 1755 году, при игумене Ефреме, на Валааме на месте Часовни основали новый деревянный соборный храм, в котором устроили придел преподобных Сергия и Германа. Мощи оставались под древнем спудом, сверху же были сделаны раки с их живописными образами. Деревянный храм 1755 года заменили на новый, каменный, который в следующее столетие вновь перестраивался. Теперь уцелевших исторических памятников архитектуры, древнее конца XVIII века, на Валааме не сохранилось. Но, тем не менее, толпы паломников приезжают на Северный Афон, считая Валаамскую обитель особенным местом красоты и вдохновения. Так почему же Валаам называют «Дивным островом»?
Если бы эту Северную Святую Землю украшали только видимые человеческому глазу многочисленные блистательные постройки часовен и церквей НАШЕГО прогрессивного времени технологий, вряд ли после посещения острова люди чувствовали необычный духовный подъем в своей судьбе. Видимо, это понимали и великий Подвижник XIX века игумен Дамаскин (Кононов), и мудрый Саровский старец Назарий (Кондратьев), положившие начало Золотому веку Валаама дореволюционного… У каждой Обители есть сокровенная составляющая Мира Горнего: именно она трогает души паломников, волнует их сердца…
Да, Валаамские острова издревле были МЕСТОМ ПОДВИГА! Если представить, как мог Андрей Первозванный добираться сюда по коварной Ладоге, огромной, по сравнению с привычным для него озером Кинерет, то, несомненно, испытываешь уважение к мужеству Апостола. Пусть даже не подтверждается раскопками его Миссионерская победа над местными языческими капищами — были они на Валааме или не были. С Христианской Идеей древнего монашества прибыли на Валаам и преподобные Сергий и Герман. Они тоже стойко преодолевали природные и духовные трудности, устанавливая устав и стиль жизни новой Северной Обители. Особые условия отшельничества, закрепленные в Монастыре, передавались из поколения в поколение, несмотря на шведские опустошения. Самым известным примером молитвенного Валаамского подвига стал преподобный Александр Свирский, живший 7 лет схимником-одиночкой на Святом острове вдали от братии.
Пещера святого Александра Свирского на Святом острове
Подвиги иноков — духовные и трудовые — никогда не прекращались в Валаамской обители! Каждый раз, когда Валаам стирали с лица земли, все новым и новым миссионерам приходилось заново поднимать и восстанавливать монастырь — в XII, XIV, XVI, XVIII столетиях. И даже последний приход шести иноков 13 декабря 1989 года, в день Апостола Андрея, после периода советского запустения, потребовал от них того же Подвижнического мужества, что было прославлено на Валааме ранее…
Получается, что Небесные Покровители Валаамского Православия – преподобные Сергий и Герман – давно существуют вне исторических дат. Именно они заложили в Духовной основе Валаама непобедимую идею Прорыва — победу души над грехами, преодоление физических немощей и суровых природных явлений Валаама. Возможно, за этой Духовной Силой — примером Подвига — стекаются на Валаам люди. И не так уж важна последовательность событий: был ли прежде Сергия и Германа Ефрем (Перекомский) или не был. Когда мощи Преподобных были перенесены из Новгорода (или «воссоединились») — между 1180-1182 или 1542—1551 — это не меняет сути дела. В глубокую расщелину габбро-долеритовой скалы Большого Валаама, над которой теперь существует надгробие из современного индийского гранита, были опущены иноками тела именно этих двух Преподобных-Чудотворцев. Но вот что удивительно — первоначальное Братство могло носить имя ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ!
Кажется, конечно, более логичным, что первый деревянный Троицкий монастырь на Валаамском архипелаге мог появиться уже после церкви Троицы Сергия Радонежского на холме Маковец (1340 г.), а не в X-XI веках, как упоминается в Житие святого Авраамия Ростовского. Обитель на Ладожском море-озере могла продолжить традицию почитания Триединого Бога будущей Московской Лавры. В «поздней версии» 1389-1407 гг. по рукописи «Сказание о Валаамском монастыре», истоком Валаамского братства назван СВЯТОЙ ОСТРОВ, удаленный на 2 километра от северо-восточной оконечности Большого Валаама (мыс Черный нос) и отмеченный на средневековых шведских атласах Крестом как Vanho Valamo — СТАРЫЙ ВАЛААМ. Самый древний уцелевший памятник Старого Валаама — Крест (с датой его установки «1759 г.»,) — видел на западе Святого острова капитан Яков Яковлевич Мордвинов, один из первых исследователей Ладоги (он путешествовал на Валаам в 1764, 1777 и 1784 годах). На Святом была не только пещерка Преподобных, как пишет путешественник, но и деревянная часовня в память о пребывании на этом острове Валаамских Основателей-Чудотворцев…
Так возникает необычная Духовная связь, приводящая к особому положению Валаама, как особого примера для России, хранящей Веру Православную с идеей Троицы и Христианского Преображения. Единственным иноком, повторившим духовно и географически путь преподобных Сергия и Германа, стал Александр Свирский — он связал воедино Святой остров и Валаам! Игумен Иродион (Кочнев), автор жития преподобного Александра 1545 года, не говорит об Основателях Сергие и Германе (может они еще, и в правду, не были канонизированы в то время, когда на Святом в 70-е годы XV века жил схимник Александр). Зато в больших подробностях рассказывает Иродион о деревянном процветающем ПРЕОБРАЖЕНСКОМ монастыре ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА на Большом Валааме. Не эти ли две части — Преображенскую и Троицкую — в память о Валаамском Духовном Посвящении — основывает в Свирской Обители преподобный Александр? В 1507 году ему, Новозаветному Аврааму, является Троица — как знак Духовного пути Российского государства: русская душа может спастись только Христианским Подвигом, следуя заветам Православия…
Возможно в таком, порой неосознанном, постоянном стремлении к Подвижничеству и заключается, непостижимая для иноземцев, великая тайна нашей страны: мы поражали мир своими свершениями, даже в безбожные времена — комсомольскими стройками, поворачиванием рек вспять, покорением космоса. Если вспомнить, что с 60-х гг. до 1983 года на территории Воскресенского и Гефсиманского скитов существовала турбаза «Валаам», то, наверное, невероятно настойчивое стремление на эту островную землю даже советских туристов тоже можно объяснить именно «жаждой» «воздуха» Подвига.
Сквозь современные каменные постройки Валаама и солнечные лучи в ветвях стройных сосен чувствуются Волны Времени: они, вместе с вековыми елями и неприступными скалами, уносят нас в Историю, к истокам Древней Обители — жемчужины природной Красоты и Высоты Духа. Тогда люди могли взывать к Богу, не взирая на погодные условия, жили без «удобств», но с Господом в сердце…
Деревянный Валаамский монастырь середины XV века сохранился лишь в обрывках старинных преданий. Среди них — известное литературное свидетельство — Рукопись игумена Иродиона, ставшая основой для сценария исторической хроники жития Александра Свирского в художественной картине «ПАЛОМНИКИ» https://vk.link/palomniki_kinohronika
Ожившие в фильме труды, послушания и молитвенный подвиг братии Исторического Валаама — вдохновенный призыв для нашего времени. А Святой остров, хранящий суровый, но отрешенно-возвышенный духовный опыт молодого инока Александра, передает нам глубокий аскетизм и первых Основателей Обители — преподобных Сергия и Германа…
Валааму, его Подвижникам, посвящена музыкальная тема из Кинохроники «ПАЛОМНИКИ» композитора ВИКТОРА МЕДНИКОВА:
https://onerpm.link/370874487308