О каких умерших молится Церковь?

16 апреля, 2018 Православие Комментарии : 0
Читали : 4 040

Прежде всего необходимо выяснить, как сама Православная Церковь учит о том, кому из умерших приносят пользу ее молитвы. Обратимся для этого к общецерковным соборным определениям.

«Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.)»:

Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них. Облегчение же получают они по бесконечной благости чрез молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.

«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»:

«Умирающие грешники не непременяемо ввергаются в геенну; но сие состоит во власти Божией, так, что Бог может и простить их, т.е. за приношение и подаяния, делаемые в пользу умерших. Они немало полезны и в тяжких грехах умершим. Итак, не необходимо по убиении Он ввергает в геенну; но имеет власть ввергнуть. Посему не престанем стараться милостынями и молитвами нашими умилостивлять Того, Который имеет власть ввергнуть, но непременяемо употреблять власть сию, а может даровать и прощение» (блж. Феофилакт Болгарский). Итак, на основании учения Священного Писания и толкования сего отца, выводим такое заключение, что мы должны непременно молиться за умерших, приносить Безкровные Жертвы и подавать милостыни; ибо сами они не могут сего делать за самих себя.

В другом месте уточняется, что следует молиться.. за усопших, которые скончались в вере Православной.

Формально не утвержденный всей Церковью, но пользующийся весьма большим авторитетом «Пространный Катехизис» свт. Филарета Московского говорит:

О душах, умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заметить то, что им для достижения блаженного Воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.

Таким образом, из этих определений следует, что

минимальными условиями для того, чтобы молиться о блаженном упокоении почивших, являются их православная вера и предсмертное покаяние. То есть, молитва об упокоении ни в коей мере не заменяет правоверной, церковной и добродетельной жизни умершего, а лишь восполняет и приумножает то, чему было положено основание при жизни самим покойным.

Как пишет блж. Августин, молитвы Святой Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал*. Это важно понимать, в связи с утверждением о принципиальной невозможности покаяния после смерти и наследования Царства Небесного нераскаянными грешниками. Подчеркнем, что Церковь не молится за таковых не по нетерпимости и превозношению, а в силу понимания бессмысленности прошений о блаженном упокоении подобных лиц** и уважения к свободному выбору своей вечной участи этими людьми.

Заметим, что здесь нигде не идет речи о разделении молитвы на церковную и домашнюю, при том, что само это деление условно, поскольку всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления, где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной. Поэтому, кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями.

Однако есть несколько больших категорий людей, относительно которых возникает вопрос о возможности как-то им помочь после смерти. Рассмотрим их по порядку.

  1. Номинальные православные. Это наиболее обширная группа людей, о которых говорят, что их приносят в храм дважды, на крещение и похороны. Вопрос о возможности молиться за них неоднозначен, поскольку формальное крещение и даже немногократное причащение еще не делает таковых полноценными членами Церкви, отвечающими предложенным выше условиям. Формально не отмененное решение Большого Московского собора о тех, кто приступает ко главным таинствам без особой причины реже раза в год, запрещает отпевать таковых, как отлучивших самих себя от Церкви (см. Деяния Большого Московского собора 1666 — 1667 г. // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 5. СПб., 1853. С. 463). Ясно, что сегодня об этом уже мало кто вспоминает и применяет на практике. Здесь все очень индивидуально. Наверное, не стоит отказывать в отпевании и поминовении номинальным православным, если только мы точно не знаем, что они были открытыми богохульниками, безобидными неверующими, язычниками по убеждению (например, верящими в карму и перевоплощения) или нравственно нераскаянными грешниками, неважно, жили ли они в блудном сожительстве, обращались ли к экстрасенсам или еще как-то смертно грешили и не каялись***. Следует заметить, что речь идет о тех, кто не каялся принципиально, а не просто не успел, будучи застигнут внезапной смертью****.
  1. Некрещеные лица. Здесь однозначно можно сказать, что не совершает и не может совершать Церковь заупокойной общественной молитвы ни за тех, которые никогда не принадлежали к Церкви и не имели веры в Искупителя, – за умерших язычников, иудеев и магометан (Мк.16:16), ни за тех, которые при жизни явно и сознательно отпали от церкви и умерли вне общения с нею в вере и таинствах, каковы: отступники от христианства, явные хулители Бога, Его церкви и таинств (Евр.10:26–29; сн. 6, 4–6), разного рода еретики, раскольники и сектанты. Домашняя молитва о таковых остается под вопросом и должна ограничиваться смиренным прошением Бога об облегчении их вечной участи*****. Относительно популярной службы мученику Уару, который якобы вымаливает некрещеных, есть критическая статья, в конце которой автор заключает, что только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах. Более того, данное последование было изъято из нового издания Миней, поскольку имеет старообрядческое беспоповское происхождение и основана на сомнительном предании о благодати мученика вымаливать некрещеных, не подтверждаемом древними источниками его жития, в первую очередь греческими.
  1. Инославные христиане. Относительно церковного поминовения таковых до сих пор идут споры. Есть разные мнения, от полного запрета на церковную молитву до разрешения включать имена в число православных на панихиде. Главный довод против: неправильно и лукаво совершать церковное поминовение лиц, никогда не принадлежавших к Церкви. А более мягкое отношение к молитве за инославных, чем за иноверцев, видимо, связано с тем, что они запечатлены святым крещением. Свт. Афанасий Ковровский в своем труде «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» посвятил этому вопросу целую главу. Рассмотрев существующие мнения, он приходит к выводу об индивидуальном принятии решения о церковном поминовении в каждом отдельном случае, особенно принимая во внимание прижизненное отношение покойного к Православной Церкви. Однако, по его мнению, чин церковного моления может быть совершаем не о всех безусловно умерших инославных христианах. Церковь не может молиться об отвергавших бытие Бога, открыто хуливших Церковь и ее веру, отрицавших Божество Господа Иисуса Христа и догмат искупления, хуливших Святого Духа и Святыя Таинства, и пребывающих нераскаянными в этих грехах.. Самое же главное в практическом разрешении вопроса о молитве за неправославных — это то, чтобы православные, желающие по тем или иным побуждениям помолиться о своих близких, хотя и не единоверных, совершали это доброе дело с чувством смирения, преданности воле Божией, послушания Святой Церкви.
  1. Самоубийцы. Поскольку это смертный грех, который не подлежит раскаянию, Церковь не молится о вольных самоубийцах (14 прав. Тимофея Александрийского). По толкованию патр. Феодора Вальсамона, если человек поднял на себя руки.. действительно потому, что был вне ума, и не знал, что делает, должно быть за него моление и приношение, но на это нужно получить специальное разрешение епархиального архиерея. Что касается прочих печальных случаев, то, согласно решению Священного Синода от 27 июля 2011 года, благословляется  в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы (С. Ф. – «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго»). Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что Церковь научает нас молиться за всех, скончавшихся в православной вере и с покаянием, исключая явных нечестивцев и нераскаянных. Поминовение других лиц должно совершаться, принимая во внимание индивидуальные обстоятельства жизни и смерти умершего, без нарушения церковных определений. По словам свт. Афанасия Ковровского, поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных. Милостыня и наша добрая христианская жизнь это те средства, которые мы можем безбоязненно употреблять в память наших близких. В то же время это важное напоминание нам, ныне живущим, что не стоит надеяться на то, что мы будем грешить, а нас потом вымолят. Это ошибочное представление, поскольку, чтобы была польза от молитв после смерти, нужно непременно положить доброе начало покаянию и добродетели еще при жизни на земле.

* Должны мы верить как тому, что некоторые грешники хотя и не приносили плодов достойных покаяния, но умирают с семенами спасительной веры в Господа Иисуса, так и тому, что состояние таких грешников за гробом хотя и не свободно от томлений душевных, не лишено надежд на улучшение их участи; только это улучшение может быть подаваемо не иначе, как теми, у которых остаются во власти средства спасающей благодати (свт. Филарет Черниговский).

** Как из первых обителей или затворов адских нет избавления для узников по самому их нравственному состоянию: так из обителей последнего рода такое избавление уже было для праведников ветхозаветных и может быть для скончавшихся в вере и покаянии грешников. И в темницах обыкновенных бывают преступники такие, для которых, по законам, невозможно избавление и уже определена смертная казнь, и преступники, менее виновные, которые, при помощи ближних, могут получать и часто получают свободу: тоже самое должно представлять и о темнице духов – аде (митр. Макарий (Булгаков)).

*** В предохранение нас от молитвы за ближних, неугодной Богу и бесплодной для них, дается другая заповедь; «аще кто узрит брата своего, согрешающа грех не к смерти: да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти; есть грех к смерти: не о том глаголю, да молится» (1Иоан. 5, 16). Но все, умершие с истинным раскаянием, свободны от смертного греха уже потому одному, что они раскаялись: «ибо грех к смерти есть, – говорят отцы седьмого вселенского Собора, – когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и жестоковыйно восстают на благочестие и истину…, в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения» (правил. 5). Следовательно, все умершие с истинным покаянием, хотя бы прежде и находились в смертных грехах, а тем более, если не находились, принадлежат к числу тех ближних наших, за которых заповедано нам молиться. Одни умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церквию, не удостаиваются еe молитв, по этой заповеди апостольской (митр. Макарий (Булгаков)).

**** Святая Церковь строго различает тех, которые умирают в нераскаянности и без приобщения Христовых таин по собственной вине и упорству, и тех, которые только не успевают пред своею кончиною сподобиться таинства покаяния и евхаристии потому, что подвергаются, по независящим от них причинам, внезапной или насильственной смерти. Вследствие сего тогда, как, например, о вольных самоубийцах или нераскаявшихся еретиках Церковь не молится, о всех чадах своих, скончавшихся напрасною смертию, она, с сокрушением истинной Матери, умоляет Господа помиловать их (митр. Макарий (Булгаков)).

***** Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших. В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне Церкви молиться – обратить их к вере и присоединить к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь воедино под единой главой – Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие, живые и умершие. Неверующие – живые и умершие – суть вне ее и вне Господа Спасителя – главы ее. Здешние неверующие призываются и, если воспользуются этим и здесь внидут в Церковь, то и там таковыми же будут, т.е. чадами Церкви. Спаситель говорит: «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет». И еще: «Кто не крестится водою и Духом, не внидет в Царствие Божие…»», а это на земле должно совершиться. И еще: на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле. Были такие опыты, что когда кто из достойных Царствия умирал с каким-либо грехом неразрешенным, то Господь присуждал ему возвратиться на землю для окончания недоконченного. Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц… О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе и неразрешенном, не очищенном покаянием… Горько это слышать любви вашей о родителях своих, но к ним можно приложить, что положено о младенцах, умерших без Крещения. Последние предаются беспредельному милосердию Божию. И вы предайте Богу участь родителей своих и молитесь о них в своей частной молитве – сотворить с ними по сему милосердию и по вере вашей в сие милосердие (свт. Феофан Затворник).

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (3 оценок, среднее: 6,67 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0
Магистр богословия, религиовед.
Комментарии: 5Публикации: 58Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .