Прежде всего необходимо выяснить, как сама Православная Церковь учит о том, кому из умерших приносят пользу ее молитвы. Обратимся для этого к общецерковным соборным определениям.
«Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.)»:
«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»:
В другом месте уточняется, что следует молиться.. за усопших, которые скончались в вере Православной.
Формально не утвержденный всей Церковью, но пользующийся весьма большим авторитетом «Пространный Катехизис» свт. Филарета Московского говорит:
Таким образом, из этих определений следует, что
минимальными условиями для того, чтобы молиться о блаженном упокоении почивших, являются их православная вера и предсмертное покаяние. То есть, молитва об упокоении ни в коей мере не заменяет правоверной, церковной и добродетельной жизни умершего, а лишь восполняет и приумножает то, чему было положено основание при жизни самим покойным.
Как пишет блж. Августин, молитвы Святой Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал*. Это важно понимать, в связи с утверждением о принципиальной невозможности покаяния после смерти и наследования Царства Небесного нераскаянными грешниками. Подчеркнем, что Церковь не молится за таковых не по нетерпимости и превозношению, а в силу понимания бессмысленности прошений о блаженном упокоении подобных лиц** и уважения к свободному выбору своей вечной участи этими людьми.
Заметим, что здесь нигде не идет речи о разделении молитвы на церковную и домашнюю, при том, что само это деление условно, поскольку всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления, где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной. Поэтому, кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями.
Однако есть несколько больших категорий людей, относительно которых возникает вопрос о возможности как-то им помочь после смерти. Рассмотрим их по порядку.
- Номинальные православные. Это наиболее обширная группа людей, о которых говорят, что их приносят в храм дважды, на крещение и похороны. Вопрос о возможности молиться за них неоднозначен, поскольку формальное крещение и даже немногократное причащение еще не делает таковых полноценными членами Церкви, отвечающими предложенным выше условиям. Формально не отмененное решение Большого Московского собора о тех, кто приступает ко главным таинствам без особой причины реже раза в год, запрещает отпевать таковых, как отлучивших самих себя от Церкви (см. Деяния Большого Московского собора 1666 — 1667 г. // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 5. СПб., 1853. С. 463). Ясно, что сегодня об этом уже мало кто вспоминает и применяет на практике. Здесь все очень индивидуально. Наверное, не стоит отказывать в отпевании и поминовении номинальным православным, если только мы точно не знаем, что они были открытыми богохульниками, безобидными неверующими, язычниками по убеждению (например, верящими в карму и перевоплощения) или нравственно нераскаянными грешниками, неважно, жили ли они в блудном сожительстве, обращались ли к экстрасенсам или еще как-то смертно грешили и не каялись***. Следует заметить, что речь идет о тех, кто не каялся принципиально, а не просто не успел, будучи застигнут внезапной смертью****.
- Некрещеные лица. Здесь однозначно можно сказать, что не совершает и не может совершать Церковь заупокойной общественной молитвы ни за тех, которые никогда не принадлежали к Церкви и не имели веры в Искупителя, – за умерших язычников, иудеев и магометан (Мк.16:16), ни за тех, которые при жизни явно и сознательно отпали от церкви и умерли вне общения с нею в вере и таинствах, каковы: отступники от христианства, явные хулители Бога, Его церкви и таинств (Евр.10:26–29; сн. 6, 4–6), разного рода еретики, раскольники и сектанты. Домашняя молитва о таковых остается под вопросом и должна ограничиваться смиренным прошением Бога об облегчении их вечной участи*****. Относительно популярной службы мученику Уару, который якобы вымаливает некрещеных, есть критическая статья, в конце которой автор заключает, что только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах. Более того, данное последование было изъято из нового издания Миней, поскольку имеет старообрядческое беспоповское происхождение и основана на сомнительном предании о благодати мученика вымаливать некрещеных, не подтверждаемом древними источниками его жития, в первую очередь греческими.
- Инославные христиане. Относительно церковного поминовения таковых до сих пор идут споры. Есть разные мнения, от полного запрета на церковную молитву до разрешения включать имена в число православных на панихиде. Главный довод против: неправильно и лукаво совершать церковное поминовение лиц, никогда не принадлежавших к Церкви. А более мягкое отношение к молитве за инославных, чем за иноверцев, видимо, связано с тем, что они запечатлены святым крещением. Свт. Афанасий Ковровский в своем труде «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» посвятил этому вопросу целую главу. Рассмотрев существующие мнения, он приходит к выводу об индивидуальном принятии решения о церковном поминовении в каждом отдельном случае, особенно принимая во внимание прижизненное отношение покойного к Православной Церкви. Однако, по его мнению, чин церковного моления может быть совершаем не о всех безусловно умерших инославных христианах. Церковь не может молиться об отвергавших бытие Бога, открыто хуливших Церковь и ее веру, отрицавших Божество Господа Иисуса Христа и догмат искупления, хуливших Святого Духа и Святыя Таинства, и пребывающих нераскаянными в этих грехах.. Самое же главное в практическом разрешении вопроса о молитве за неправославных — это то, чтобы православные, желающие по тем или иным побуждениям помолиться о своих близких, хотя и не единоверных, совершали это доброе дело с чувством смирения, преданности воле Божией, послушания Святой Церкви.
- Самоубийцы. Поскольку это смертный грех, который не подлежит раскаянию, Церковь не молится о вольных самоубийцах (14 прав. Тимофея Александрийского). По толкованию патр. Феодора Вальсамона, если человек поднял на себя руки.. действительно потому, что был вне ума, и не знал, что делает, должно быть за него моление и приношение, но на это нужно получить специальное разрешение епархиального архиерея. Что касается прочих печальных случаев, то, согласно решению Священного Синода от 27 июля 2011 года, благословляется в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы (С. Ф. – «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго»). Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что Церковь научает нас молиться за всех, скончавшихся в православной вере и с покаянием, исключая явных нечестивцев и нераскаянных. Поминовение других лиц должно совершаться, принимая во внимание индивидуальные обстоятельства жизни и смерти умершего, без нарушения церковных определений. По словам свт. Афанасия Ковровского, поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных. Милостыня и наша добрая христианская жизнь это те средства, которые мы можем безбоязненно употреблять в память наших близких. В то же время это важное напоминание нам, ныне живущим, что не стоит надеяться на то, что мы будем грешить, а нас потом вымолят. Это ошибочное представление, поскольку, чтобы была польза от молитв после смерти, нужно непременно положить доброе начало покаянию и добродетели еще при жизни на земле.