А страшен ли Бог?

25 февраля, 2020 Православие Комментарии : 0
Читали : 151

Как у человека верующего, так и у неверующего, когда слышится слово о Страшном Суде, о страшных наказаниях Божиих для грешников (есть риски и вероятность того, что речь идет именно обо мне), возникает вопрос: как это возможно, чтобы Бог, Который есть Любовь был одновременно и Богом – карающим Судией, Богом во главе Страшного Суда? Какое Он имеет на это право? Зачем меня должен кто-то и где-то судить, если я этого не хочу, даже в это не верю и знать не хочу. А страшен ли Бог? Я хочу, чтобы вы сами себе ответили на это вопрос, со всеми вытекающими…

В преддверии Великого Поста следуют тематические недели, подготавливающие к нему. Одна из них называется Неделей о Страшном Суде. На прошлых неделях мы слышали о смирении и гордости мытаря и фарисея и о покаянии заблудшего сына. А теперь речь идет о Страшном Суде. Зачем? Разве нет других тем? Например, поговорить обо всем хорошем…

Религия, христианство дает ответ на главные, глубоко философские, и в то же время насущные вопросы жизни: кто я? Какова цель моей жизни? Какова причина всего существующего? Кто такой Бог, и где мое место в этом мире? Какова космогония, т.е. миропостроение бытия? Где начало и конец?

Для нас, состоящих в социальных отношениях, эти вопросы еще более актуально звучат, отражаясь сквозь практическую призму: а где же справедливость и правда? Почему в мире так много зла? Что такое любовь? Если Бог есть, то почему не прекратится зло? Что или Кто спасет мир? Почему Бог мне указывает, что делать, и мешает мне жить так, как я хочу? Или почему Бог-Любовь не исполняет мои желания? Где мое счастье? И т.д.

Вы знаете, какой бы ни был падший грешник или святой человек, задавая эти вопросы, он ориентируется на такие нравственные категории и ориентиры, как справедливость, правда, любовь. И, как говорится, «у каждого своя правда». В V веке до нашей эры философ Протагор сказал: «Человек – мерило всех вещей». Вот она – точка отсчета, нашлась! Хоть какой-то ответ, чем мерить и как определять. Ох, но как же горька и трагична эта точка отсчета, мера справедливости, правды, любви, когда ее трактовки могут быть не просто разнообразными, но нравственно взаимоисключающими. Как же это, на самом деле, страшно, что найденная точка отсчета не является единой для всех и только разобщает людей…

Но где-то в глубине души человек ощущает: есть Высшая Правда! Где-то есть Рай неземной, где-то есть счастье непреходящее, и я нуждаюсь в этом всем. Это глубоко укоренённое естественное чувство из Рая наших древних прародителей так же живет в нас, как наше математическо-геометрическое представление, что существует прямая линия. Это линия без начала и конца, но в природе мы такого нигде не видели и вряд ли такое существует, но она же определена нами!

При всех существующих беззакониях, страданиях, смерти, хотеть жить вечно, стремиться к жизни вечной, обладать вечной любовью, быть светом… – это не ложь и не утопия. Бог дает единственную точку отсчета и мерило всех вещей – Себя: «Будьте святы, как Я свят есмь» (1 Пет. 1:16). Теперь это человеческое общество имеет возможность стать единым Телом Христовым. Заповеди Нового Завета дают ответ на все выше заданные вопросы, и ответ получит тот, кто эти заповеди исполнит.

Именно об этом говорится в Евангелии, в том месте, которое можно условно назвать «заповедями Страшного Суда». «Соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (…) И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его» (…) Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мт.25:31-46).

Для себя я нашел ответ: кто любит Бога в лице человека, того любит Бог, и Суд Его не страшен. Бог есть Любовь. Незнание закона не освобождает нас от ответственности, веришь ли ты в Бога или нет. Есть объективные законы Вселенной, зиждущиеся на началах нравственного закона справедливости, правды, любви. Ибо если не было этих действующих законов на уровне материи, то ничего не могло бы существовать в мире, он разрушился бы так же, как разрушается без этих нравственных императивов человек.

Когда ради своих меркантильных интересов человек переступает через другого человека, унижает его, топчет и убивает; когда он живет по законам диких джунглей, где сильнейший зверь пожирает того, кто слабее; когда в образе этих людей плюет в Глаза Господни, – возникает вопрос у жертвы: а где же справедливый Бог, где Он, когда я страдаю, мучаюсь, когда меня истязают и убивают? Боже справедливый, где Ты?! Когда жертва до этого совершала абсолютно такие же поступки, пожирая более слабую жертву, такие вопросы и претензии к Справедливому Богу не возникали.

А теперь ответьте, со всеми вытекающими вопросами: а страшен ли Бог?

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, писатель-публицист.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, который я пытаюсь четно заработать, из-за гонений на Украине, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (Пока оценок нет)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Протоиерей Олег Трофимов

Аватар 0
Доктор богословия
Комментарии: 0Публикации: 7Регистрация: 17-10-2019

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .