Для чего и кому нужны Толкиен, Льюис и Честортон?

Июнь 26, 2019 Культура Комментарии : 0
Читали : 223

Честертон писал, что «Против христианства только одно свидетельство –- христиане».  И действительно, слишком многие верующие несут в себе и вокруг себя травматический опыт церкви. И как часто приходя в храм человек встречает среди собравшихся там людей всё ту же привычную ему ложность человеческих отношений. И здесь, чтобы устоять, важно иметь личный опыт неподдельности и высоты. Я знаю людей, которые говорили, что не смотря на все пережитые ими в храмах трудности, они всё равно остаются христианами, потому что знают таких христиан, как Толкиен, Честертон и Льюис.

Все трое названных сказочников отличаются тем, что они легки в вере и жизнь, в то время как огромное количество верующих тяжеловесно и не свободно.

Толкиен писал сыну, что и сам много пострадал от глупых и неумелых священников, но каждый день старался прийти в храм, чтобы причаститься. Нередко именно в храме нему приходили замечательные творческие идеи, которые он воплощал в своих книгах.

Честертон, этот человек-гора, как его называли, умел открыть другим, что даже съеденный в траттории ростбиф становится частью нашего богослужения, когда мы возносим за него благодарность Творцу.

А Льюис открывал для всех, что христианство удивительно интересно, и что никакая газетная сплетня не может сравниться с ним в этом интересе жить.

И все они, каждый из них, подобно Конфуцию, учил называть вещи своими именами, и не давать имя настоящего тому, что называется не так. А ведь для человека такое отношение к жизни – это подвиг. И войдя в храм мало кто действительно станет расти и станет различать, где пространство Духа, а где всё та же широкая ложность человеческих отношений.

Наталья Трауберг (переводчик произведений Льюиса и Честортона на русский язык. – Прим.ред.) так говорила об этом: «Самая большая беда – семья. Церковь – тоже семья, и вот выкручиваются каким-то особенным образом, чтобы показать, что «любят» друг друга. Какое там любят?! Ненавидят просто, и всё, только в сахарном сиропе. Это ещё один вид фарисейства, а Христос жить не мог от фарисейства!».

Потому всегда важны те редкие люди, которые всё называют тем, чем оно является. Их высказывания кажутся другим прихожанам чуть ли не каким-то ниспровержением устоев, хотя на самом деле они учат уйти с общего банального пути формы, учат быть личностями перед Богом правды, учат, как писал поэт Блок «Не давать имя искусства тому, что называется не так». Но и этого люди не умеют. Посмотрите только на те стихи, которые размещают на своих интернет страницах прихожане, и вы удивитесь колоссальный безвкусице этих людей. Но не старайтесь объяснить им, чем Копылова отличается от Шекспира – они не услышат вас.

 К кому же тогда обращают речь великие писатели? Они каждый раз говорят к тем, кто «имеет уши слышать». А такие, способные слышать, могут быть среди всех социальных слоёв. Христос находил их и среди женщин лёгкого поведения и даже среди разбойников. Единственное, где их трудно найти –  это среди профессиональных прихожан, среди всевозможных умников и формалистов, потому что первые слишком уверены, что, если они умеют правильно составлять библиографию и список ссылок к своей статье о каком-то великом поэте –  то ключ к поэзии у них в кармане…  А вторые думают, что стихи и вовсе не нужны, потому что о стихах не упомянуто в катехизисе…

  Но если мы хотим уйти от заблуждений и тех и других, если хотим увидеть веру как лёгкость и красоту, то нам не обойтись без Толкиена, Честертона и Льюиса, которые, как и все другие великие люди Духа, писали, созидали и жили для радости всякого настоящего человекад!

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 года

Артём Перлик

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 12Регистрация: 10-08-2017

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .