Вопреки общераспространенному среди не церковных людей мнению, в наши дни в православных храмах можно встретить не только хмурых старушек в своих потрепанных платочках. В любом мало-мальски развитом приходе большую часть прихожан составляет молодежь, особенно если этот приход расположен в черте города. Особенный контингент среди прихожан составляют молодые мамы, приходящие в храм со своими новорожденными детишками. Каждую субботу, а особенно воскресение, ближе к концу Литургии в храме выстраивается особая очередь, состоящая сплошь из мам, держащих на руках своих чад для того, чтобы их причастить.
К сожалению, эта радостная на первый взгляд ситуация, совсем не повод для гордости. Дескать, молодые семьи воспитываются в духе православия. Скорее это очередное поле для серьёзной просветительской работы. Лично у меня эта ситуация вызывает лишь опасение.
Действительно, таинство Евхаристии — самое радостное событие в жизни любого человека. Да и как, казалось бы, может не быть радостной встреча человека и Бога. Да запросто!
Во многих приходах уже стало традицией начинать Литургию под звон колоколов, а заканчивать её под неистовый крик десятков детей. Этому плачу во время «таинства радости» мы обязаны как раз тем самым молодым мамам. Обуреваемые не вполне осознанным желанием приобщить соих детей к Чаше Христовой, они готовы на любые меры, лишь бы это приобщение совершилось. Это нормально, что ребенок боится священника, помещающего ему в рот металлический предмет. Возможно, они принимают нас за стоматологов. И вместо того, чтобы объяснить своему ребенку суть непонятной ему «процедуры», родители заламывают ему руки, крепко держат ноги, давят на щёки, пытаясь открыть ему рот, а порой и вообще гневно трясут бедного ребенка: «А ну живо открывай рот, дрянь такая!» И это всё около Чаши Жизни! Класс…Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы предугадать дальнейшее отношение ребенка к церкви, когда тот подрастёт. Вместо желания как можно чаще соединяться с Христом, родители успешно развивают у детей панический страх перед этим таинством, причиняя серьезную травму детства. Причем если ребенок боится, скажем, уколов, родители будут ругаться с кем угодно и подпишут любые отказы от плановой прививки в детском саду. Главное чтобы малыш не переживал и не боялся. В отношении Причастия почему-то подобные принципы не действуют. Загадка…
Те из родителей, кто придерживается всё же более мягкого подхода в этом деле, начинают включать никому ненужную и совершенно не уместную педагогику. «Малыш, открывай ротик, батюшка даст конфетку, виноградинку, водичку, сок» и всё в этом духе. Дорогие родители. Какая конфетка? Не надо Кровь Христову называть соком. Проявите уважение. В этом случае совершенно не подходят ваши излюбленные аналогии типа «машина — бибика» (Кстати, не понятно, зачем они вообще нужны. Ребенок что, слишком глуп ещё для слова машина? Ну не бред ли.) Не нужно читать богословские лекции, но сказать вместо «конфетка» слово «причастие» совсем не трудно. Ребенок к нему привыкнет, а подрастёт, и вы ему всё объясните. Для преданных фанатов «бибик» вполне подойдет вариант «это вкусно». Вы не умалите величия таинства и не соврете.
У католиков есть учение, которое звучит как «ex opera operatum», то есть таинство совершается в силу совершённого действия. А вера, мол, и не нужна. Православным чуждо подобное мнение. Дорогие, запомните, дети причащаются по вере родителей. Если вы не знаете Что находится в Чаше, а ребёнок не хочет Это вкушать, то ничего не происходит. Абсолютно ничего, кроме унижения величия Евхаристии.
И, наконец, самое важное, чего хотелось бы коснуться. Это касается даже верующих родителей. Очень часто многие приходят причащать своих детей и при этом не причащаются сами, руководствуясь тем, что детям не надо готовится к таинству. «Главное, чтобы они соединялись с Богом, а мы уж в другой раз.»
Момент! Таинство Причащение — это не толко соединения человека и Христа. Святитель Василий Великий произносит в одной из своих молитв: «нас же всех, от Единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини ДРУГ КО ДРУГУ.» Евхаристия есть соединение всех христиан земли друг с другом, а уже потом всего этого общества с Богом. Дорогие мамы, как вы отреагируете, если вам скажут, что скоро вас навсегда разлучат с вашими детьми? Я догадываюсь как. Тогда почему вы добровольно разлучаете себя со своими детьми в грядущей вечности?
Господь хочет нас спасти. Всех зовет к себе. Именно поэтому Он и дал нам Евхаристию. Но это таинство, а не магический ритуал. Лишь добровольное желание, и больше ничего, сможет позволить Богу действовать в нас. Дорогие мои, воспитывайте своих детей, объясняя им важность таинства Тела и Крови, причащайте их как можно чаще, но при этом ВСЕГДА причащайтесь с ними. Видя вас, делающими то же, что вы хотите от них, дети не будут бояться. И тогда, действительно, каждое Причастие станет для них и для вас залогом спасения и таинством радости!