Богослужение Православной Церкви. Храм

Август 01, 2019 Богослужение Комментарии : 0
Читали : 319

Наши богослужения проходят в специально обустроенных зданиях, которые мы называем храмами или церковью (греч. Εκκλησία — собрание).  Оно даёт обширное определение, касающееся не только самого здания, а самого народа Божиего, согласно которому Церковь есть Тело Христово, богочеловеческий организм «столп и утверждение истины» и «полнота Наполняющего все во всем» (Тим.3:14; Еф.1-23).

Мы знаем, что у иудейского народа была скиния, Соломон построил Иерусалимский храм для поклонения единому Богу и для жертвоприношения Ему. На подобие этого древнего храма и начали строить христиане наши храмы. Храм есть образ Неба на земле, образ Царствия Небесного, место бескровной жертвы, где совершается Божественная литургия, где собирается новый Израиль для Преломления Хлеба.

Храмы бывают разной архитектуры, круглые как символ вечности, в виде креста, (крест символ победы над смертью и орудие домостроительства нашего спасения). Также современные храмы имеют колокольню или стоящую рядом звонницу. Колокольный звон тоже имеет смысл. Об этом говорит название «Благовест», когда бьют в большой колокол с небольшим интервалом, призываю к богослужению. Колокола тоже суть проповедники, которые возвещают Благую Весть своим звоном, это зов к Слову Божию и святой Евхаристии.

Колокола появились на западе примерно в V веке, а в Византийской империи около IX века. До этого на востоке использовались «била», которые можно увидеть и сейчас на Афоне или других греческих монастырях.

 Храм делится на три части. 1) притвор; 2) центральная часть, сам храм; 3) алтарь, где совершается святая Евхаристия.

Из этих всех частей алтарь есть самая главная часть, так как в нем совершается божественная литургия. В алтарь входят священнослужители и церковнослужители. В храме молятся «Верные», а притвор предназначен для оглашенных. [1]

Любой храм суть, дом Божий. Храм освящают в честь святой Троицы или Божией Матери, также в честь какого либо святого. Но чин освящения храма всегда один, и освящаются они Божией благодатью и во Славу Пресвятой Троицы, совершается одна Евхаристия. Ведь Церковь земная и небесная есть одно Тело и глава в ней Христос.

 

Алтарь.

Алтарь — это первая и самая важная часть храма как упоминалось уже выше. Это слово происходит от латинского alta ara (возвышенный жертвенник) и от греч. Βήμα, имеющее тоже значение. Алтарь находится в  апсиде на возвышенном месте. В наше время он отделен от храма иконостасом, который имеет царские врата, диаконские врата и в нем существует ряды или несколько рядов икон. Алтарь есть «Святая Святых», туда имеют право входить священнослужители и церковнослужители (чтецы, пономари, иподиаконы), или миряне, имеющие на то благословение епископа или настоятеля храма. Важнейшее место это Престол, который стоит в середине алтаря и на котором совершается литургия. Престол есть истинный жертвенник и Престол Бога. На престоле находится св. Евангелие, антиминс (греч. Вместоперстолие). Без антиминса не возможно совершение литургии. Антиминс подписывается при освящении правящим епископом и, по сути, выступает подтверждением о законности храма, о каноничности совершения в нем литургии. Также престол означает и гроб Господень, место присутствия Божьего. На престоле хранится дарохранительница с запасными Дарами для причастия болящих и напрестольный крест, а под престолом св. мощи. В русской традиции за престолом ставится семисвечник, символизирующий семь таинств церковных. В древних соборах можно увидеть ступени и сень над престолом. Сень эта как небо над землей, то есть престолом. «В устройстве то этой сени и исполняется слово пророческое: «Бог содела спасение посреде земли»[3]. В древности престол назывался жертвенником. Сейчас в служебнике можно увидеть слова «Святая Трапеза». В левой части алтаря находится жертвенник на котором происходит проскомидия, от греческого слова — приношение. Жертвенник символизирует Вифлеемскую пещеру, а когда вспоминается распятие и положение в гроб, то символизирует гроб и плащаницу.

Приносятся пять просфор и из одной из них вынимается Агнец, в Потир, вливается вино и вода, потом на литургии приготовленные Дары переносятся на «Великом входе» на престол и происходит приложение святых Даров.  За Престолом находится Горнее место, символизирующее сопрестолие Божие, кафедру Христову. Также стоит архиерейская кафедра, а по бокам стулья для пресвитеров, которые во время чтения апостола на литургии сидят на них. Епископ символ Христа, а пресвитеры изображают апостолов. Над горним местом, так называемые запрестольные крест и иконы Божией Матери. Крест как орудие победы и икона Богородицы, так как через нее произошло боговоплощение.

 

Иконостас.

Весь алтарь сейчас огражден от остального храма сплошной, высокой[4] перегородкой, которая и называется иконостас. Раньше это была просто решетчатая перегородка. Святой Симеон Солунский, написавший сочинение о храме в XIV в. ничего не упоминает о высоких иконостасах, таким образом, можем предположить, что они появились в XV-XVI вв. В этой перегородке имеются по середине царские врата, так как через них входит сам Царь Славы, Господь наш Иисус Христос, а по бокам северные и южные врата, также называемые диаконскими. (через них выходят диакона). Через Царские врата входит архиерей в алтарь, остальные священнослужители, лишь во время входов. На иконостасе помещается ряд икон, с правой стороны икона Спасителя, с левой Божией Матери. С права от Спасителя икона святого или праздника, в честь которого был освящен храм. На царских вратах иконы благовещения и четырех евангелистов. На диаконских вратах, архангелов Гавриила и Михаила или первых  святых архидиаконов Стефана и Филиппа. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери, напоминая нам о Таинстве Евхаристии. По бокам от Тайной вечери идет второй ряд икон двунадесятых праздников. Третий ряд, «Деисус» и по бокам 12 апостолов. Четвертый ряд Богородица с предвечным младенце и ветхозаветные пророки. В пятом ряду Господь Саваоф с божественным сыном, по бокам помещены иконы ветхозаветных праотцев. На самом верху, над царскими вратами ставится крест.  Внутри алтаря за царскими вратами мы видим завесу. Завеса — греч. καταπετασµα в определенные моменты богослужения открывается и закрывается, тем самым символизируя открытие Царствия Божия для нас.

 

Солея.

Иконостас ставится на возвышении. Это возвышение называется солея (греч. Σωλεα — возвышение). Возле же царских врат на солее делается обычно полукругом амвон (греч. — αµβων – восхождение). С амвона сейчас читается святое Евангелие, диакон говорит ектеньи и священник произносит отпуст и проповеди. Таким образом, амвон напоминает нам о горе и корабле, с которых говорил с народом Спаситель и камень, отваленный от гроба. По бокам солеи находятся клиросы, места для певчих. Κληρος — жребий. Поэтому чтецы и певцы назывались клириками, получившими жребий на служение Богу. [5]

 

Средняя часть храма.

Средняя часть храма предназначена для молящихся. Также как и храм есть символ корабля, который несет нас по волнам мира к царствию небесному, эта часть символизирует этот корабль. В центре храма устанавливается кафедра и седалище для епископа. Во время богослужения в определенные моменты он стоит или сидит на ней. Также по уставу торжественные процессии, или как мы называем входы проходят через храм и священнослужители через народ следуют к царским вратам.[5]

 

Притвор.

Притвор, есть третья часть храма. В притворе совершается лития на всенощном бдении[6]. Также эта часть храма предназначена для оглашенных[7]. В притворе по монастырской практике служится девятый час, повечерие и полунощница. Вот какой комментарий дает архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовской) в своей книге «Новая Скрижаль» о совершении богослужения в притворе: «Но монахи, как большему подвигу покаяния себя посвятившие и являющие в себе  преимущественное смирение, кроме литии, в тот же внутренний притвор исходят совершать девятый час и повечерие на вечерни, полунощницу и первый час на утрени; и эти молитвословия, как и лития, совершаются вместе с кающимися и оглашенными»[8].

———

[1] оглашенные-готовящиеся принять святое крещение.

[2] Новая Скрижаль или объяснения о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). Москва, издательство православного братства святителя Филарета митрополита Московского.1999 г. с.18.

[3] В греческих храмах обычно иконостас не высокий.

[4]  В современной практики певчие и чтецы сейчас не имеют посвящения в чин певца и чтецы.

[5] В современной практике Русской церкви, входы совершаются на солее.

[6]  Λίτη –  греч. Усердное моление. Часть богослужения с благословением 5 хлебов, пшеницы, вина и елея. Также есть заупокойная лития, общее между ними лишь исход из храма.

[7] Оглашенные – готовящиеся к просвещению (крещению) или кающиеся.

[8] Новая Скрижаль или объяснения о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). Москва, издательство православного братства святителя Филарета митрополита Московского.1999 г. с.32.

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (2 оценок, среднее: 6,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Piligrim

Аватар 0
Церковнослужитель Православной Церкви. Студент Свято-Сергиевского богословского института в Париже.
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 15-04-2019

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .