Почему мы почитаем мощи?

30 мая, 2018 Православие Комментарии : 0
Читали : 3 083

Основой христианского культа святых мощей является догмат о Боговоплощении. Великий современный святой Сербской Церкви св. Иустин Попович пишет: «Тайна святых мощей — в сердце новозаветной всетайны: Боговоплощения». Он вспоминает при этом цитату из Послания ап. Павла к Тимофею: И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16). Бог принял человеческое тело, и благодаря этому как человеческому телу, как и всей материи был присвоен божественный смысл. Словами св. Иринея Лионского: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом».

Мощи святых, таким образом, являются свидетельством и обоснованием для Боговоплощения. Приняв на Себя человеческое тело во всей его полноте, Второе Лицо Святой Троицы — Иисус Христос, Сын Божий навсегда подтвердил его достоинство. Человеческое тело не является для христианина ни случайным одеянием души, ни ее тюрьмой, в которой она закрыта. Бога можно прославлять не только духом, но и телом: Посему прославляйте Бога и в телах ваших (1Кор.6:20).

И так апостолы, а за ними святые отцы говорят об обожении не только человеческой души, но и тела. Апостол Павел писал: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы? (1Koр.6:19). Поэтому христиане исповедуют веру в воскресение тел, как и Своим телом воскрес Иисус Христос: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк.24:39).

Православная церковь учит, что человеческое тело является храмом Святого Духа и не перестает им быть и после смерти. У святых также тело достигает благодати Святого Духа. Почитание мощей берет начало из убеждения, что освящающее действие благодати Божией преображает как душу, так и тело человека, а свидетельством изменения тела и духа является сияние, которое излучается, будучи отражением Божественного света и одновременно доказательством достижения единения святого с Богом.

Бог сохраняет тела избранных Им святых не только для того, чтобы прославлять их, но также для того, чтобы явить через них чудотворную силу. В мощах действует такая же благодать Святого Духа, которой святые были исполнены при жизни. Не покинула она их и после земной смерти. Апостол Павел такими словами просит Бога, чтобы все христиане не испытывали разложения вплоть до Судного дня: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.5:23).

Почитая святые мощи, тем самым мы почитаем святого, которому они принадлежат, так как принадлежащее ему освященное Богом тело не исчезло после смерти. Аналогично с почитанием икон, о чем немного позже.

Почитая мощи святых, тем самым мы почитаем Создателя всего. Блаженный Иероним Стридонский в своей книге «Против Вигилянция», в которой выступил против критикующих почитание мучеников и их мощей, писал: «Мы не поклоняемся, не прославляем, не служим твари более, чем Творцу, мы почитаем мощи мучеников, чтобы прославлять Того, за Кого они пострадали». Эти слова полностью совпадают с известной мыслью св. Василия Великого в отношении иконопочитания: «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу».

С догматической стороны почитание мощей основано на тесной связи духа с телом, которое эту связь не теряет в момент смерти человека. Красиво выразил это о. Сергий Булгаков, написав: «Смерть ограничивает свою силу относительно святых, которые не вполне оставляют душою свое тело, но имеют особое духовное благодатное присутствие в своих мощах…». Для Бога святые даже после смерти остаются живыми. Бог не есть Бог мертвых, но живых (Ср. Мк.12:27).

В современном христианстве существуют различные формы поклонения мощам святых, по сути являющиеся продолжением более ранних обычаев.

Древним обычаем является, например, открытие гробниц с мощами святых и их перенос на другое место. Первый известный случай перенесения мощей святых относится к середине IV в., когда император Констанций — сын императора Константина I Великого — приказал перенести в храм Двенадцати Апостолов мощи апостолов Тимофея (356 г.), Андрея и Луки (357 г.). Однако этот обычай, вероятно с подходом еще ветхозаветных христиан к телам умерших, не развивался быстро. Император Феодосий Великий в 386 году запретил даже этого типа практики. Обретение мощей и перенесение их в другое место (обычно из расположенных за стенами городов кладбищ в их центры) стало повсеместно принятой практикой уже во второй половине V в., во времена императора Льва Великого. Однако это было возможно только с согласия местного епископа. Открытие мощей и их перенесение на другое место, как правило, было связано с установлением в этот день праздника в честь святого, чьи мощи были перенесены. В Православной Церкви до сегодняшнего дня существует практика обретения мощей святых и обычай организовывать торжественные процессии вокруг храма с размещенными в раке мощами в день памяти святого. Это своего рода продолжение древнего обычая приносить мощи святых в дома верующих с верой и молитвой об исцелении семьи.

Поклонение святым мощам имеет не только измерение строго литургическое (как, например, через каждение раки с мощами), но так же персональное. В появившемся в XV веке на Руси и, в конечном счете, созданном в середине XVI века руководстве по семейной жизни под названием «Домострой» читаем: «…В молитвах вспоминай и кланяйся и на помощь от Бога призывай их (святых), мощи же святых с верою целуй и кланяйся им».

Основные причины почитания мощей

Какова причина, по которой в христианстве такое огромное значение привязано к поклонению мощам святых? Ответ на этот вопрос мы находим в частности у проф. Ивана Попова, который, опираясь на учение святых отцов, определяет три основные причины создания культа святых мощей:

1. Святые мощи являются носителями благодати Божией, которая почивает в телах святых также после их смерти. Святые еще при жизни были исполнены Святым Духом. Бог присутствовал в телах святых, которые стали — как пишет св. Иоанн Дамаскин, — «одухотворенными храмами Божиими, одухотворенными жилищами Божиими». Также после смерти благодать Святого Духа пребывает как в их душах, так и в телах. Обожению подлежат и души, и тела святых, которые, как пишет митрополит Иларион (Алфеев) «в единстве с Богом становятся пропитаны Его присутствием, энергией и благодатью».                                                                                                                          

Для православного христианина мощи — это, прежде всего, сокровищница Святого Духа. Св. Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Не на то гляди, что лежит пред тобой нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а рассмотри то, что в нем присутствует иная, высшая самой души, сила, благодать Святого Духа, которая через свои чудотворения всем говорит в защиту воскресения». Отходя в жизнь вечную, святые оставили после себя  свои тела полностью или их фрагменты, которые благодаря этой благодати являются источником исцелений и чудес. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное. <…> Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою» (Ср. Иак.1:17).

2. Причина религиозно-нравственная. Святые мощи являются для верующего, который молится перед ними, живым напоминанием личности этого святого. Они побуждают молящегося к подражанию его жизни. Св. Иоанн Златоуст даже говорит, что святые мощи сильнее, чем поучение и наставления, побуждают человека к набожной жизни: «Когда вспоминаем, какое достоинство имеют мученики у Царя всех Бога, каким блеском, какой сияют они славой, приводим на память наши грехи, скорбим и сокрушаемся тем более, чем более ощущаем нашу бедность по их богатству и узнаем, как далеко отстоим от них». Молясь при мощах, верующие ощущают, что тот, земные останки которого покоятся в раке, молится вместе с ними. Дело в том, что верующие любят молиться перед мощами, веря в особую силу такой молитвы и неизменное заступничество святого у Бога.

3. Причина литургическая. Мощи святых, которые находятся в храмах (или только в алтаре и в антиминсе, или в других местах), усиливают среди верующих чувство связи с невидимой Церковью небесной. Благодаря мощам Церковь земная, воюющая, незаметно соединяется с Церковью небесной, торжествующей. Это прекрасно выражают слова из Литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершенна дориносится». Таким образом, присутствие святых мощей во время богослужения символизирует участие в нем не только живых, молящихся здесь и сейчас, но и тех, которые уже умерли. Мощи святых являются гарантом их присутствия и участия в наших молитвах и молитвенного заступничества за нас, живущих. Вот почему для первых христиан было так важно встречаться для совместной молитвы именно на могилах мучеников за веру. Поэтому, по сей день, в каждом православном храме должны находиться мощи святых.

Отрывки из книги Ярослава Харкевича под названием «Культ мощей святых в Православии».

Источник фото: naviny.by

Перевод с польского — Хижняк Ярослав.

 

 

 

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 5 лет

Ярослав Хижняк

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 6Регистрация: 09-10-2017

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .