Новейшие постановления РПЦ. Часть II.

11 марта, 2017 Православие Комментарии : 0
Читали : 3 799

В наше время, когда церковно-правовое сознание находится в  непростом состоянии, не существует точно сформулированного отношения к древним церковным постановлениям, ссылка на них может быть неубедительной. В то же время в Русской Церкви современного периода есть целая масса полезных документов, принятых за последние десятилетия. Эти документы выражают официальную церковную позицию по многим вопросам, при решении которых, можно и нужно руководствоваться этими новейшими постановлениями. Исполнение и следование этим решениям обязательны для всех членов РПЦ, от мирянина до патриарха. К сожалению, многие священнослужители и миряне незнакомы с их содержанием, знание которого могло бы предотвратить многие нежелательные проблемы. Поэтому мы решили начать публикацию наиболее интересных и актуальных подборок из новейших постановлений Русской Церкви. Выражаем надежду, что знакомство с ними принесёт большую пользу нашим верующим.

1. «В процессе диалога (с иноверцами и инославными) наша Церковь не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции. Однако для православных христиан всегда было позволительно поклоняться общехристианским святыням, не находящимся в православных храмах. В практике Православной Церкви не возбраняется и уважительное присутствие  неправославных и неверующих людей в православном храме во время богослужения — так, именно возможность посещения храма Святой Софии послами великого князя Владимира открыла Руси путь к принятию Православия» («О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Архиерейский собор РПЦ 2008 г). «Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями» («Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям». Документ одобрен на заседании Священного Синода 20 апреля 2005 г.).

2. «Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях. Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей.. Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния». Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей» (Архиерейский Собор 2013 г. «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»).

3. Священный Синод постановил (определение от 25-26 декабря 2012 г., журнал 130)  «напомнить архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании». Также Синод одобрил «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору», для тех случаев, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении.

4. Практика «суррогатного материнства» осуждается Церковью как противоестественная и «является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор». Ребёнок, рожденный таким способом ни в чем не виноват. Но т.к. его крещение происходит по вере родителей и крестных, которые обязываются воспитывать его в православии, то «если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может. Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца — его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой.. Если же такого осознания (греховности содеянного) не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка». Вопрос о крещении такого ребёнка может быть решен через епархиального архиерея. «Совершение священником Таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений. В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения» («О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»». Документ одобрен Архиерейским Собором 2016 г.).

5. Церковь не считает, что кремация может как то повредить душе усопшего человека и его посмертной участи, но признает нормой погребение в земле, как более соответствующее библейской символике и благоговейному отношению к телу — храму Святого Духа (1Кор. 6:19). «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле.. Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции» («О христианском погребении усопших». Документ одобрен Архиерейским Собором 2016 г.).

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 оценок, среднее: 7,00 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 6 дней

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0
Магистр богословия, религиовед.
Комментарии: 5Публикации: 58Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .