5 мифов об обязанностях христианина.

19 августа, 2019 Православие Комментарии : 0
Читали : 4 312
  1. Христианин должен иметь мир со всеми и поддерживать добрые отношения, во что бы то ни стало.

Бытует ошибочное представление, что если ты христианин, то просто обязан со всеми дружить, всем улыбаться, а если ты этого не делаешь, то в тебе нет любви. Действительно, мы знаем слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Но здесь важна оговорка «если возможно». Потому что, как комментирует прп. Исидор Пелусиот, «иногда бывает это и невозможно, например, когда… идет речь о благочестии или когда надобно стоять за обиженных» (Письма. Книга II, 374). Отсюда святой заключает, что есть «и брань святая, и мир, хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: «Возревновах на беззаконныя, мир грешников зря» (Пс.72:5). Ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на несделавших им никакой обиды; и волки собираются в стаю, когда жаждут крови; и прелюбодей с прелюбодейцей, и блудник с блудницею живут в мире. Посему, не полагай, что мир везде есть благо. Нередко бывает он хуже всякой войны. Когда мирится кто со злословящими Промысл и заключает договоры с людьми, негодными по жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию, тогда поселяется он где-то вне и вдали от пределов мира» (Письма. Книга II, 539).

Особенно важно помнить это, когда близкий тебе человек грешит сам и тянет в погибель тебя: например, через вовлечение в какой-либо порок или лжеучение. Тут уж нужно выбирать, кто тебе дороже, Христос или этот друг. В таких случаях не просто можно, а даже нужно бежать от такого человека и рвать с ним все отношения, потому что «если друг твой, который вредит тебе, будет совершенно неизлечим, то он, будучи от тебя отсечен, и тебя освободит от всякого вреда, и сам избавится от большого осуждения, поскольку он, помимо своих грехов, уже не будет подлежать ответственности и за твою погибель» (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 17).

  1. Христианин не имеет право применять физическую силу и говорить резкие слова в адрес другого человека.

Другой миф, возникший из неправильного прочтения Евангелия, гласит, что христианин не может сопротивляться злу силой и гнев не может быть праведным. По отношению к личным оскорблениям это справедливо; все помнят, что Христос заповедал подставлять вторую щеку. Но когда речь идет о защите ближнего и совершающемся злодеянии, то здесь все иначе. «Кроток тот, —  говорит вселенский учитель, —  кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность»  (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 41 на 131 псалом).

Гнев, между прочим, это полезное свойство, вложенное в нас Творцом, только надо уметь им пользоваться правильно. Когда уместно воспользоваться гневом? «Тогда, — отвечает свт. Иоанн Златоуст, —  когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]” (Рим. 12:19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: “Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1 Кор. 6:7)? Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой»  (Беседы на Евангелие от Матфея, 16).

Резкие слова также не всегда свидетельствуют о хамстве, «те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего… таковые не только не отлучают себя от… блаженства, но еще исполняют долг свой» (Православное исповедание, Ч. 2, вопрос 35). Так что всему свое время и место.

Мученик Нестор заступается за христиан на ринге и убивает негодяя Лия.
  1. Христианин в браке должен временами непременно воздерживаться от интимных отношений, независимо от того, что об этом думает вторая половина.

Я думаю, вам знакома ситуация, когда некий неофит-христианин или христианка, наслушавшись «умных» советов, считает своим непременным долгом отказывать (иногда или вообще) в супружеском общении своей половине и при этом думает, что поступает правильно и иначе нельзя. Это большое заблуждение, которое разрушило немало семей. А все от незнания Писания и доверия вредным поучениям. А что говорит Писание? «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:4-5). И вновь прислушаемся к свт. Иоанну Златоусту, он плохого не посоветует: «Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым (Беседы на первое послание к Коринфянам, 19).

Видите как все серьезно. Исключением здесь будет, пожалуй, воздержание в ночь накануне причастия. Это то, что Церковь предписывает как закон. Любите своих супругов!

  1. Христианин не может прибегать к хитрости, и обязан говорить правду всегда.

Несмотря на то, что в обычном словоупотреблении термин «хитрость» часто применяется с негативным оттенком, этот же термин нередко употребляется и в позитивном ключе. Тут, опять же, все зависит от того, для чего и как ты ею пользуешься. Свт. Василий Великий определяет хитрость как «действование во всем с искусною попечительностью» и различает доброго и злого хитреца. «Кто промышляет дела свои ко вреду других, тот лукавый хитрец; а похвально хитр, кто скоро и смышлено отыскивает свойственное себе благо и избегает всякого вреда, коварно и злонамеренно замышляемого против него другими. Поэтому тщательно вникай в слово «хитрость» и знай, что есть среднее какое-то состояние, в котором человек, с здравым расположением к собственной своей пользе и к пользе ближнего пользующийся хитростию, достоин одобрения. Но кто направляет хитрость ко вреду ближнего, тот осужден, потому что уменье свое употребляет в средство к погибели». В Библии есть как положительные, так и отрицательные примеры хитрости. Так, «прекрасна хитрость евреев, которые перехитрили египтян, взяли с них плату за постройку городов и запаслись материалами, нужными для скинии (Исх. 11:12). Похвально хитрили повивальные бабки, спасавшие еврейских младенцев мужского пола (Исх. 1:17). Прекрасна хитрость Ревекки, приобретшей сыну великое благословение (Быт. 27:15). Прекрасно хитрила Раав (Нав. 2:4-6), прекрасно хитрила Рахиль (Быт. 31:34-35), когда одна спасла соглядатаев, а другая перехитрила отца и освободила его от идолослужения. Лукаво хитрили с израильтянами гаваониты (Нав. 9:4-13). Лукава хитрость Авессалома, который под видом правдивости увлекал подданных и собирал многих изменников в заговор против отца (2 Цар. 15:4-6). А некоторые обвиняются за то, что «на люди» Божия «лукавноваша волею» (Пс. 82:4)» (Беседа 12. На начало книги Притчей). Как подмечает свт. Иоанн Златоуст, «часто нужно бывает употребить хитрость, чтобы достигнуть этим искусством величайшей пользы; а стремящийся по прямому пути нередко наносит великий вред тому, от кого не скрыл своего намерения» (О священстве, слово первое).

Что касается принципа «только правда и ничего, кроме правды», то он тоже не безусловен. Ситуации бывают разные, и нужно проявлять рассудительность. Иногда благоразумно промолчать, особенно когда не спрашивают. Но и на вопросы, заданные в лоб, в определенном контексте, будет нравственно оправданным отвечать одно вместо другого. Прп. Феодор Студит рассматривает такую ситуацию: «Приходит ко мне девица, преследуемая каким-то развратником, и просит не открывать этого развратнику, если он спросит, не скрывается ли она у меня, потому что он непременно растлит ее. Итак, когда развратник приходит и спрашивает: «Не приходила ли сюда к тебе девица?» — если я говорю: «Нет», то не лгу, так как не имею намерения сказать, будто у меня нет девицы, но хочу умолчанием выразить, что он не совершит у меня этого зла. Еще один пример: вручает кто-нибудь мне меч, которым хочет умертвить самого себя, а потом приходит и требует его у меня. Тогда, если я скажу, что ничего не знаю и не получал его, то не солгу. Ибо я говорю: не знаю и не получал, чтобы отдать тебе меч для убийства. Иначе, если я скажу: «Да», — то девица подвергнется растлению и вручивший мне меч умертвит себя, а это — зло. Зло же не от добра, а от лжи; ибо отец лжи — виновник зла. Напротив, девице не подвергаться растлению и отдавшему меч не умерщвлять себя — это добро. Добро же — истина, ибо Бог — одновременно благость и истина». Впрочем, замечает святой, «не должно делать этого ради себя, чтобы не умереть самому, ибо это ложь. Также никогда не клянись, будь то ради спасения или своего собственного или кого-то другого, ибо это явное преступление. Так мне кажется. Так и Сарра сказала Авимелеху: «Сестра я Аврааму» (Быт.12:13). И пророк Иеремия начальникам, вопрошавшим его: что говорил тебе царь, — отвечал одно вместо другого, как внушил ему царь из-за страха смерти и в то же время под страхом его собственной смерти (Иер.38:25-27)» (Послание 39(98). К Афанасию, сыну).

В жизни бывает всякое, и нужно всякий раз включать голову и просить Бога о вразумлении.

  1. Христианин должен игнорировать причиненные ему обиды и нанесенные оскорбления.

Возможно, есть герои, которые поступают именно так, однако Спаситель заповедал нам иное. Вместо того чтобы держать все в себе, нужно первому сделать шаг для конструктивного разрешения конфликта. Напомню это полезное евангельское наставление: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Речь здесь, конечно, идет об отношениях между христианами. Предпринятое действие нужно обоим: как обиженному, так и обидчику. Последнему даже больше, ведь грех губит несчастного, и помочь ему освободиться от этого бремени будет проявлением любви. А что если и после всех увещеваний человек не захочет признавать своей вины и просить прощения? Тогда прекрати с ним общение, держи дистанцию, по словам блаженного Августина, «не считай теперь его одним из братьев твоих. Но и не отрицай его возможность спасения. Вот и язычников мы не считаем нашими братьями, но всегда молимся об их спасении» (Проповеди. PL. 38.509.10).

УжасноОчень плохоПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (8 оценок, среднее: 6,88 из 7)
Загрузка...

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров 0
Магистр богословия, религиовед.
Комментарии: 5Публикации: 58Регистрация: 28-10-2016

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо .